Музыка и Психология http://solowej-slowik.ru сайт Елены Словиковской психолога и учителя музыки Fri, 03 Jan 2014 17:27:21 +0000 en hourly 1 http://wordpress.org/?v=3.3.1 Дорогие гости. http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne#comments Fri, 03 Feb 2012 20:43:10 +0000 admin http://solowej-slowik.ru/?p=567 Дорогие гости, мой сайт пока молодой. Ему ещё и месяца нет. Конечно многое не доработано пока. Оставляйте свои комментарии и пожелания.

 

 

]]>
http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne/feed 0
ADOR http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne#comments Thu, 02 Feb 2012 17:42:15 +0000 admin http://solowej-slowik.ru/?p=528 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ

ТЕСТ «ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ»

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR — сокращенно, подростки о родителях) изучает ус­тановки, поведение и методы воспитания родителей так, как ви­дят их дети в подростковом возрасте.

Основой служит опросник, который создал Шафер в1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что вос­питательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных перемен­ных: принятие — эмоциональное отвержение, психологический контроль — психологическая автономия, скрытый контроль — открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает без­условно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрица­тельное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уваже­ния, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамерен­ное руководство детьми, так и степень последовательности в осу­ществлении воспитательных принципов.

Использование опросника в ЧССР на выборке молодежи по­казало необходимость его переработки и адаптирования к социо-культурным условиям. Модифицированный вариант опросника был предложен З.Матейчиком и П.Ржичаном в1983 г.

В ходе международного научного сотрудничества лаборато­рии клинической психологии Института им. В.М.Бехтерева с Ин­ститутом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методи­ка была апробирована на подростках 13—18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации. Она оказалась весь­ма полезной для отражения факторов семейного воспитания, скрытых как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.

Процедура проведения исследования

Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъ­является следующая инструкция:

«Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших ро­дителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утвержде­ние, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что ут­верждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру «2″. Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Ва­шего отца (или матери), обведите цифру «I». Если же по Вашему мнению утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), то обведите цифру «О»».

Затем подростку выдают регистрационный бланк для за­полнения отдельно на каждого из родителей. Принципиаль­ной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в жен­ском роде, а по отношению к отцу — в мужском. Причем бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполня­ется бланк, в котором отражаются воспитательные принципы к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и толь­ко после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в приме­нении к отцу.

 

ADOR  вопросник для подростков

Фамилия                                 ___ Имя _______ Отчество

№п/п

 

Мой отец (моя мать)

 

Да

 

Час­тично

 

Нет

 

1

 

Очень часто улыбается мне

 

2

 

1

 

0

 

2

 

Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет 2

 

1

 

0

 

3

 

Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня

 

2

 

1

 

0

 

4

 

Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться

 

2

 

1

 

0

 

5

 

Всегда быстро забывает то, что сам говорит или при­казывает

 

2

 

1

 

0

 

6

 

Когда у меня плохое настроение, советует мне ус­

 

2

 

1

 

0

 

 

 

покоиться или развеселиться

 

 

 

 

 

 

 

7

 

Считает, что у меня должно существовать много пра­вил,

 

2

 

1

 

0

 

 

 

которые я обязан выполнять

 

 

 

 

 

 

 

8

 

Постоянно жалуется кому-то на меня

 

2

 

1

 

0

 

9

 

Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо

 

2

 

1

 

0

 

10

 

За одно я то же один раз наказывает, а другой —прощает

 

2

 

1

 

0

 

11

 

Очень любит делать что-нибудь вместе

 

2

 

1

 

0

 

12

 

Если назначает какую-нибудь работу, то считает,

 

2

 

1

 

0

 

 

 

что я должен делать только ее, пока не закончу

 

 

 

 

 

 

 

13

 

Начинает сердиться и возмущаться по поводу лю­бого

 

2

 

1

 

0

 

 

 

пустяка, который я сделал

 

 

 

 

 

 

 

14

 

Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения,

 

2

 

1

 

0

 

 

 

чтобы идти туда. куда захочу

 

 

 

 

 

 

 

15

 

Отказывается от многих своих дел в зависимости

 

2

 

1

 

0

 

 

 

от моею настроения

 

 

 

 

 

 

 

16

 

Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно

 

2

 

1

 

0

 

17

 

Всегда настаивает на том. что за все мои проступки

 

2

 

1

 

0

 

        я должен быть наказан

 

 

 

 

 

 

 

18

 

Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу

 

2

 

1

 

0

 

19

 

Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер

 

2

 

1

 

0

 

20

 

Имеет определенные правила, но иногда соблюда­ет их,

 

2

 

1

 

0

 

 

 

иногда нет

 

 

 

 

 

 

 

21

 

Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения

 

2

 

1

 

0

 

22

 

Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано

 

2

 

1

 

0

 

23

 

Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему про­тивен

 

2

 

,1

 

0

 

24

 

Практически позволяет мне делать все. что мне нра­вится

 

2

 

1

 

0

 

25

 

Меняет свои решения так, как ему удобно

 

2

 

1

 

0

 

26

 

Часто хвалит меня за что-либо

 

2

 

1

 

0

 

27

 

Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь

 

2

 

1

 

0

 

28

 

Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился

 

2

 

1

 

0

 

29

 

Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе

 

2

 

1

 

0

 

30

 

Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет

 

2

 

1

 

0

 

31

 

Старается открыто показать; что любит меня

 

2

 

1

 

0

 

32

 

Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе

 

2

 

1

 

0

 

33

 

Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде

 

2

 

1

 

0

 

 

 

говорит об этом

 

 

 

 

 

 

 

34

 

Предоставляет мне много свободы. Редко говорит

 

2

 

1

 

0

 

 

 

«должен» или «нельзя»

 

 

 

 

 

 

 

35

 

Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-

 

2

 

1

 

0

 

 

 

нибудь плохое или хорошее

 

 

 

 

 

 

 

36

 

Считает, что я должен иметь собственное мнение по

 

2

 

1

 

0

 

 

 

каждому вопросу

 

 

 

 

 

 

 

37

 

Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею

 

2

 

1

 

0

 

38

 

Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если

 

2

 

1

 

0

 

 

 

до этого я его чем-то задену или обижу

 

 

 

 

 

 

 

39

 

Всегда легко меня прощает

 

2

 

1

 

0

 

40

 

Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иног­

 

2

 

1

 

0

 

 

 

да слишком много, а иногда слишком мало

 

 

 

 

 

 

 

41

 

Всегда находит время для меня, когда это мне необ­ходимо

 

2

 

1

 

0

 

42

 

Постоянно указывает мне, как себя вести

 

2

 

1

 

0

 

43

 

Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит

 

2

 

1

 

0

 

44

 

Проведение каникул я планирую по собственному же­ланию

 

2

 

1

 

0

 

45

 

Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и при­знательным

 

2

 

1

 

0

 

46

 

Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем

 

2

 

1

 

0

 

 

 

бы я не спросил

 

 

 

 

 

 

 

47

 

Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел

 

2

 

1

 

0

 

48

 

Пренебрегает мною. как мне кажется

 

2

 

1

 

0

 

49

 

Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату

 

2

 

1

 

0

 

 

 

(или утолок) — это моя крепость

 

 

 

 

 

 

 

50

 

Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях

 

2

 

1

 

0

 

 

Механизм обработки сырых данных

После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем, по каждому параметру под­считывается арифметическая сумма сырых баллов (POZ — пози­тивный интерес, DIR — директивность, HOS — враждебность, AUT — автономность и NED — непоследовательность). Далее сырые баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5 и нормой является среднее значение, т.е. 3.

Если по параметру вышло 1—2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4—5 — то измеряемое качество выра­жено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили от­ношений как к матери, так и к отцу, на специальном бланке.

Интерпретация шкал
1. Оценка матери сыном

Шкала позитивного интереса

Прежде всего психологическое принятие матери мальчики-под­ростки видят в относительно критическом подходе к ним. Под­ростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональ­ные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы под­росток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к не­му позитивный интерес. Они стремятся к сверх опеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

Шкала директивности

Директивность матери по отношению к сыну подростки ви­дят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жер­твует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправиль­ное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вы­зывающие положительные эмоциональные отношения, отрица­тельно коррелируют с директивной формой взаимодействия ма­тери и подростка.

Шкала враждебности

Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком ха­рактеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в меж­личностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как прави­ло, исключают принятие ребенка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвер­дить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подро­стку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скром­ность, следование «этикету» и даже подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружа­ющих. Наряду с этим, постоянно (главным образом на вербаль­ном уровне) демонстрируется положительная активность, ответ­ственность за судьбу сына.

Шкала автономности

Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакаль­ность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чув­ствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются не характерными для автономности ма­терей в отношениях с сыновьями-подростками. Также, по мне­нию сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, не­ вовлеченностью матери в дела сына.

Шкала непоследовательности

Непоследовательность проводимой матерью линии воспита­ния оценивается подростками как некое чередование (в зависи­мости от степени информативной значимости) таких психологи­ческих тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверх альтруизм и недо­верчивая подозрительность.

Причем все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

2. Оценка отца сыном

Шкала позитивного интереса

Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним.

Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцов­ского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологи­ческое принятия сына отцом основано прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочте­ние логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается како­го-либо рода конформизм.

Шкала директивности

Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в фор­ме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, осно­ванного на фактических достижениях и доминантном стиле об­щения. Его власть над сыном выражается главным образом в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, ис­ключая амбициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует неко­торой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения.

Шкала враждебности

Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнени­ем, слишком придерживаются конвенций, стремятся удовлетво­рить требования других быть «хорошим» отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуш­тровать своего сына в соответствии с принятым в данном обще­стве и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок.

Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим про­является полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же вре­мя по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя челове­ка». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отно­шение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.

Шкала автономности

Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в фор­мальном отношении к воспитанию, в излишней беспристраст­ности в процессе общения. Взаимодействие основывается на по­зициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворил, причем даже на разбор случившегося, как правило, «не хватает времени». Отец слиш­ком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно перетруждая себя объясне­ниями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что это его беспокоит. Час­то его просто раздражает, когда сын обращается к нему. По его мнению сын «сам должен все знать».

Шкала непоследовательности

Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к их сыновьям-подросткам последние видят в непредсказуемости, невозможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие — подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожу­рит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения по­следнего в том, что это больше не повторится; такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невиновности и т.п.

При сравнении практики матерей и отцов мальчиками-под­ростками выявляются следующие характерные различия. При пси­хологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению

с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, по­скольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в меж­личностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают кри­тический подход к ним и сверх опеку, тогда как у отцов более выражена независимость и твердость позиций. По шкале директивности у матерей, по сравнению с отцами, на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери бо­лее склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Так­же матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждеб­ность матерей отличается от аналогичной характеристики отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов — это скорее тенденция к конформно­сти по отношению к окружающим.

Автономность матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования, однако у мате­рей замечен акцент на отсутствии требований-запретов в отно­шении подростков, а у отцов — отгороженность. И у тех и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка.

Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих родителей одинаково оценивается подростками как тен­денция к экстремально-противоречивым формам проявления с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей про­тивоположностью силе и недоверию является уступчивость и ги­перпроективность, а у отцов — доверчивость и конформизм.

3. Оценка матери дочерью

Шкала позитивного интереса

Положительное отношение к дочери со стороны матери, ос­нованное на психологическом принятии, описывается подрост­ками-девочками, как отношение к маленькому ребенку, кото­рый постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может.

Такие матери часто одобряют обращение за помощью доче­рей в случаях ссор или каких-либо затруднений, с одной сторо­ны, и ограничение самостоятельности — с другой. Наряду с этим, девочки отмечают фактор потворствования, когда мать находит­ся как бы «на побегушках» и стремится удовлетворить любое же­лание дочери.

Шкала директивности

Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях и не при­ветствуя при этом выражения собственного мнения дочери. Та­кие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».

Шкала враждебности

Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывает­ся как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности, к детям). Подозритель­ное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.

Шкала автономности

Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные, нетре­бовательные. Они практически не поощряют детей, относитель­но редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.

Шкала непоследовательности

Под непоследовательностью воспитательной практики со сто­роны матери девочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого — к либераль­ному и, наоборот, переход от психологического принятия доче­ри к эмоциональному ее отвержению.

4. Оценка отца дочерью

Шкала позитивного интереса

Дочери описывают позитивный интерес отца как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и откры­тость отношений между отцом и дочерью-подростком являются проявлением искреннего интереса. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, т.е. доминируют теплые дру­жеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.

Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.

Шкала директивности

Девочки-подростки представляют директивностъ отца в каче­стве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Дирек­тивный отец как бы направляет растущую девушку на путь ис­тинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведе­ния, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.

Шкала враждебности

В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребова­тельности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной сторо­ны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением — с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что в свою очередь обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабиль­ности подростка.

Шкала автономности

Девочки-подростки описывают автономность отцов, как пре­тензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступ­ное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком от­гороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, суще­ствующей параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсо­лютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.

Шкала непоследовательности

Здесь отец представляется человеком совершенно непредска­зуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его по­ведении могут проявляться совершенно противоречащие друг дру­гу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний — максимальна.

Таким образом, характерные различия в оценках воспитатель­ной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологиче­ском принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уве­ренность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отно­шениях с дочерью, что исключает воспитание посредством сило­вого давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим, выра­жается еще и в зависимости от мнения окружающих и само­влюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабовольная за­висимость от мнения окружающих, что исходит из претензий отца на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспита­тельной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступает жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием до­брых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его без­оговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной прак­тике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми.

Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее само­утверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчи­ненностью и недоверием — у матерей.

]]>
http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne/feed 0
Музыкотерапевт http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne#comments Mon, 23 Jan 2012 20:31:18 +0000 admin http://solowej-slowik.ru/?p=378 Музыкотерапевт — для России пока ещё только зарождающаяся профессия. О сильном влиянии музыкальных произведений на психологическое состояние людей, растений и животных известно много. Есть масса данных с доказательствами этого воздействия. Между тем не многие психологи могут в полной мере использовать этот инструментарий в своей деятельности.
Это связано и с нашей бедностью — нехваткой средств на современное и качественное оборудование, и с нехваткой времени на подготовку музыкального материала, с недостатком знаний по теории музыки у практикующих психологов. Нельзя сказать, что музыка не используется в процессе психокоррекции. Нет это не так.  Но легче пользоваться готовым набором музыкальной подборкой. А вот как различные аккорды и интервалы, средства музыкальной выразительности, тембр, фактура произведения, ритм, полифонические нюансы в действительности воздействуют на те или  иные структуры сознания и подсознания разбираться не у всякого психолога возникнет желание. Ведь это особый пласт психологической науки.

]]>
http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne/feed 0
Музыкальный психолог http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne#comments Sun, 22 Jan 2012 15:12:16 +0000 admin http://solowej-slowik.ru/?p=299 Музыкальный психолог и музыкальный терапевт — профессии будущего.

В условиях обновления социально-экономической структуры государства,  появилось множество новых профессий и специальностей. Вместе с тем, есть профессии, которые до настоящего времени встречаются редко, в то время как в Европе и США они существуют с прошлого века. Определённое место здесь занимают профессии «музыкальный психолог» и «музыкальный терапевт (музыкотерапевт)».

Музыкальная психология — отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность. Музыкальная психология исследует проблемы процессов формирования, развития и определения музыкальных способностей; психологических механизмов сочинения, исполнения, восприятия и обучения музыке; применения музыки как массового средства коммуникации (в концертах, спектаклях, кино, на телевидении, радиовещании); влияние функциональной музыки на производительность труда; лечебного воздействия музыки на человека; профессиональной деятельности музыканта: его обучение, воспитание профессиональных и артистических качеств (умение общаться с публикой и воздействовать на нее); эстетической, нравственной и воспитательной роли музыки в формировании подрастающих поколений; влияния музыки на повышение творческого потенциала личности. Одним из направлений музыкальной психологии является психология музыкальной деятельности, которая изучает основные ее виды: слушание (восприятие), исполнение, сочинение и преподавание музыки.

Возникновение музыкальной психологии как отрасли знаний относится к середине XIX в. и связано с выделением дифференциальной психологии в самостоятельную область науки.
Первоначально деятельность учёных была направлена на изучение отдельных свойств звука (высоты, тембра, громкости) и работы слухового органа, которые считались основой для понимания более сложных психических явлений. Положительным результатом этих исследований было установление объективных данных о работе органов чувств при восприятии различных физических объектов. Это дало возможность Г. Гельмгольцу обосновать резонансную теорию слуха и обертоновую теорию тембра; Э. Веберу и Г. Фехнеру — сформулировать основной психофизический закон.
В дальнейшем внимание музыкальных психологов было обращено на изучение музыкального слуха (О. Абрахам, К. Штумпф, Ф. Брентано), а затем на исследование музыкальных способностей (К. Штумпф, К. Сишор, В.Н. Мясищев) и музыкального восприятия.

В музыкальной психологии выделяют следующие основные направления:
— психологию музыкальной деятельности
— психологию музыкального образования
— социальную психологию музыки
— музыкотерапию.

Актуальными в этих направлениях на сегодняшний день остаются:
— индивидуально-личностный аспект развития (интеграция музыкального развития в личностном) и учет его при составлении и внедрении новых методик музыкального образования;
— практическая деятельность музыкальных психологов во вспомогательных школах, психологическая помощь в терапии профессиональных неврозов;
работа по профилактике профессиональных заболеваний рук исполнителей;
— активное обучение и внедрение музыки в терапевтическую практику.

Музыкальная психология является той наукой, которая возникла на перекрестке психологии и музыкознания. Интеграция наук – требование сегодняшнего времени. И можно надеяться, что дальнейшее развитие комплексного изучения процессов творческой, музыкально-исполнительской и образовательной деятельностей будет стимулировать укрепление содружества ученых различного профиля (психологов, психофизиологов, медиков) с деятелями художественной культуры (композиторами, исполнителями, музыковедами), педагогами; появление не единиц, а довольно большого количества высоко квалифицированных специалистов в области музыкальной психологии. Этому может способствовать открытие соответствующих факультетов – музыкальной психологии, психологии художественного творчества в высших музыкальных учебных заведениях.

Тому есть большое количество примеров в Университетах, Академиях Музыки и Музыкальных Колледжах России, Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Германии, Польши и во многих других странах Европы.

Музыкотерапия – разновидность занимательной терапии, при которой музыка используется с лечебной целью. Выделяют 4 основных направления лечебного действия музыкотерапии:
1) эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
2) развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);
3) регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
4) повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного воздействия музыкотерапия определяет:
1) катарсис;
2) эмоциональную разрядку;
3) регулирование эмоционального состояния;
4) облегчение осознания собственных переживаний;
5) конфронтацию с жизненными проблемами;
6) повышение социальной активности;
7) приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
8) облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах:

1) активной – терапевтически направленной активной музыкальной деятельности (воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью голоса и музыкальных инструментов);

2) рецептивной – процесс восприятия музыки с терапевтической целью.
В древности и в средние века вера в целебное воздействие музыки была исключительно велика. Об этом говорят литературные и медицинские свидетельства. С середины ХХ в. возрождается интерес к музыкотерапии – в ряде стран Западной Европы возникают лаборатории и институты, где изучается влияние музыки на больных с нервно-психическими заболеваниями.

Анализируя современное состояние музыкотерапии в мире, важно отметить, что в отличие от нашей страны, где подобный вид деятельности не требует лицензирования, на Западе уже не первый десяток лет существует развитая система подготовки соответствующих кадров.

В наши дни во многих университетах Америки, Канады и во многих странах Европы созданы факультеты, обучающие музыкальной терапии. Образовательные учреждения, готовящие специалистов с научной степенью в области музыкотерапии, теперь подчеркивают равную важность исследовательской и клинической деятельности.

Музыкотерапия используется ими при работе с широким спектром людей, независимо от возраста, музыкальных способностей или музыкального образования. Это и дети с умственными или физическими недостатками, включая сенсорные нарушения, поведенческие проблемы, эмоциональные расстройства, и взрослые с умственными заболеваниями, проблемами злоупотребления алкоголем, с острыми или хроническими физическими болезнями, заключенные в тюрьмы или другие исправительные учреждения. Музыкальный терапевт может работать и с пожилыми людьми (в больницах для ветеранов, домах престарелых), и с грудными детьми. Музыкотерапия имеет положительные результаты и при использовании в процессе родов (уменьшение, облегчение боли, снятие напряжения). Была выявлена эффективность и в работе с детьми и взрослыми – жертвами физического, сексуального или эмоционального насилия. Музыкальный терапевт проводит как индивидуальные сессии, так и групповые занятия, в государственных учреждениях, а также может заниматься частной практикой.

Музыкальный терапевт также, осуществляет довольно активную деятельность по поддержке и охране психического и физического здоровья общества в целом. С этой целью он разрабатывает профилактические программы и методики, тесно взаимодействует с администрацией, снабжая ее информационным материалом, многие занимаются определенными клиническими исследованиями, чтобы изучить эффективность определенных методов музыкотерапии.

Второй областью практического применения музыкальной психологии является музыкальная педагогика. Функция педагога – дать музыкальные знания, обучить определенным навыкам, разработать методы их эффективного приобретения, оценить музыкальные знания ученика. Поэтому на музыкальном занятии преподаватель выступает в разных ролях:
1. Преподаватель как слушатель. То, как преподаватель слушает своего ученика, с какой степенью внимания и эмпатии, часто определяет успех или неудачу музыкального урока.
2. Преподаватель как гид, посредник между музыкой и учеником, объясняющий музыкально-выразительный язык музыки.
3. Преподаватель как инструктор (непосредственно обучающая функция).
4. Преподаватель как целитель, имеющий дело не просто с учеником, но прежде всего с личностью, с ее проблемами, достоинствами и недостатками, и помогающий справляться с ними.

Педагог-музыкант, имеющий багаж психологических знаний в названных выше контекстах просто необходим в наше время в школах (как специальных, так и общеобразовательных). Именно он может психологически грамотно выстроить программу и методику своего преподавания, соотнося их с тем уровнем развития и характером проблем детей, которых он обучает, со специфическими их потребностями.

Положительные результаты также дает комбинирование психотерапевтических техник с хорошо известными педагогическими методами музыкального образования К. Орфа, З. Кодаи.

Музыкальная психология разрабатывает также вопросы:
а) профилактики профессиональных заболеваний;
б) обучения эффективным методам саморегуляции музыкантов в процессе творчества;
в) обучения навыкам саморегуляции в условиях сценического стресса.

Данную область можно определить как психологическую коррекцию музыкально-исполнительских проблем. Конечно, в любой педагогической, исполнительской музыкальной традиции существует своя классификация профессиональных проблем музыканта-исполнителя. Чаще всего они связаны с разделением на: техническое и художественное, общепсихологическое и узкопрофессиональное. Многие музыканты и исследователи обнаруживали системные взаимосвязи между художественным и техническим в музыке, между личным и профессиональным в структуре личности музыканта. Проблемы, как правило, представляют собой отсутствие или нарушение этих связей. Для их эффективного решения необходимо ознакомить исполнителей с основными методами психотехнического воздействия, научиться управлять психическими и физиологическими процессами в музыкально-исполнительской практике.

В целом, музыкальная психология как наука развивается прежде всего, как практически ориентированная. Именно в настоящее время преодолевается разрыв между багажом теоретических данных и накопленным опытом работы в разных областях применения этих знаний. В этом мы видим фокус современного развития музыкальной психологии.
Подобная тенденция прежде всего, связана с тем, что в психологии в целом, частью которой является музыкальная психология, усиливается роль ее прикладных направлений, осознается эффективность и начинает активно применяться интеграционный подход к изучению явлений. Все это приводит исследователей различных областей знания (психологов, физиологов, музыковедов, педагогов и музыкантов – практиков) к пониманию необходимости их взаимодействия и сотрудничества для более четкого очерчивания предметного поля междисциплинарной научной области, расширения (углубления) познания изучаемых явлений, выработки соответствующих методов исследования и практического применения полученных знаний.

]]>
http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne/feed 0
10 советов о том, как не срываться на своего ребёнка. http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne#comments Sat, 21 Jan 2012 16:32:47 +0000 admin http://solowej-slowik.ru/?p=233 10 советов психолога о том, как не срываться на своего ребёнка.

В воспитательных целях многие мамочки применяют к своим деткам разные способы наказания и уговоров. Когда приходиться выполнять в течение дня множество дел – трудно оставаться спокойной и уравновешенной. На работе бесконечное напряжение, а дома уйма хлопот. На отдых остаётся мало времени. После садика (или после школы) детишки находятся во взвинченном состоянии. У них много вопросов, пожеланий, требований. Им постоянно что-то нужно от мамы (реже от папы). Любая нормальная женщина рано или поздно начинает «срываться». Если ребёнок где-то «пошалил» одни мамочки хватаются за ремни, другие устраивают психологическую атаку. Вторые обычно категорически против рукоприкладства и наивно полагают, что словами больно не сделаешь. Если вам знакомы эти ситуации, то далее предлагаются несколько советов: 
1.) Успокойтесь! Если у вас тяжелая работа и много забот – от того что ваша нервная система напряжена ничего вокруг не измениться. Дети слишком малы, чтобы так же по-взрослому оценивать происходящее. Они многого не понимают. И больше всего не понимают, почему злятся их родители. Если не получается успокоить нервы самостоятельно, попейте успокоительное.

2.) Выделите себе время для отдыха. Если у вас будет возможность, попробуйте выспаться. Иногда для этого достаточно 20-30 минут. Может просто стоит прогуляться по улице в одиночестве. Главное выделить себе немного времени для отдыха. Не стоит при этом заниматься другими делами. Оставьте все заботы позади. 

3.) Когда у вас будет свободная минутка, обдумайте ваши отношения с детьми. Какие на данный момент существуют проблемы. Какие при этом последуют выводы. Если самостоятельно не удаётся прийти к разумному решению, воспользуйтесь советами специалистов. Для этого существует масса вариантов. Посещение психологов, книги, можно поискать информацию в интернете. Выделите важный вопрос и ищите варианты ответов на него. 

4.) Каждый день уделяйте время на общение с детьми. Ребёнок нуждается в вас ежедневно. У него нет большего авторитета в мире кроме вас. В его жизни происходит много событий. Он растёт и развивается. Самые близкие люди, которые помогли бы ему изучить этот мир – это его родители. Отдаляясь, вы словно отказываетесь от него. 

5.) Среди большинства кажущихся проблем есть незначительные. Не стоит приукрашивать мелкие шалости до размеров преступления. Будьте справедливы. Не придирайтесь к ребёнку по пустякам. Он не должен ощущать себя плохим «всегда». Только если натворил что-то действительно плохое. Вы должны сами решить, что для вас важнее в воспитании. Ребёнок не собачка, которую вы собираетесь выдрессировать. Он не может быть идеальным. 

6.) Конечно, важным фактором в отношениях является взаимопонимание и уважение. Если вы требуете для себя уважения, то должны так же относиться к своему ребёнку. Он тоже личность, хоть и несовершеннолетняя. Для того, чтобы понять ребёнка не надо получать образование детского психолога. Достаточно представить себя на его месте. Подумать о том, что он может чувствовать. Как воспринимает окружающий мир. Попробуйте взглянуть на вещи его глазами. И скорее всего многое, из его поведения станет объяснимым. 

7.) Многие родители, чувствуя свою вину за какие-то моменты жизни, откупаются подарками или балуют детей. Не компенсируйте детям свои плохие поступки подарками. Что бы вы ни делали и ни говорили. Многие психологи выступают против того, чтобы «подкупать» своего ребёнка. Награды должны быть заслуженными или просто от любви. Не забывайте вы взрослый человек. Он ваш ребёнок. Судьёй для вас должна быть только совесть. Просто старайтесь не допускать негативных ситуаций. 

8.) Не увлекайтесь с наказаниями. Каждая мама сама выбирает способ наказания. Но пока дети маленькие они используют их крайне редко. Дети вырастают и на многие старые «приёмы» не реагируют. Мамочка не желает сдаваться. В итоге наказание ужесточается, а иногда и учащается. В 3-ем совете упоминалось о проблемах с детьми. Это как раз то, где надо быть предельно аккуратными. Выбор, методы, и частота наказаний повлияют на дальнейшее развитие характера ребёнка. Следует быть осторожней, чтобы не навредить душевной гармонии ребёнка. Именно из-за наказаний у многих детей большие комплексы. 

9.) Почаще говорите «люблю». Это слово жизненно важно для любого малыша. Оно его успокаивает и даёт чувство защищенности. Это объединяет вас невидимыми нитями. К тому же нет ничего прекрасней и чище чем любовь между матерью и дитём. Наши дети слишком беззащитны в этом мире без нашей поддержки и заботы. Вся ежедневная суета – это ваш выбор. Проблемы и заботы мы создаем себе сами. А дети не могут подождать, когда для них выделят пару часов. Они вас любят круглосуточно и им надо знать, что это не безответная любовь. 

10.)Наслаждайтесь своим материнством. Вы и не заметите, как быстро вырастут дети. Возможно, о многом придется сожалеть. Старайтесь радоваться настоящему времени. Каждый день приносит что-то новое. Живите сегодняшним днём, как последним. Дети живут с нами не так уж долго. Рано или поздно им придётся оставить отчий дом. Как бы нам не хотелось они не могут жить с нами всегда. Помните об этом.

]]>
http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne/feed 0
Рахманинов http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne#comments Wed, 18 Jan 2012 23:17:20 +0000 admin http://solowej-slowik.ru/?p=168 Рахманинов — Вокализ, №5 для фортепиано и скрипки фрагмент

 

]]>
http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne/feed 0
Hello world! http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne#comments Wed, 18 Jan 2012 18:21:01 +0000 admin http://solowej-slowik.ru/?p=1 Получай новые статьи блога себе на почту. Подпишись на рассылку.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков:

 

]]>
http://solowej-slowik.ru/http:/solowej-slowik.ru/?p=123/obo-mne/feed 0