Профориентология

Ответы.
Вопросы к экзамену по профориентологии. (ОЗО, ПП)

1. Предмет и задачи профориентологии.
Профориентология связана с дисциплинами объектом которых является человек (его психика, философия и т.д.) Предмет профориентологии чел-к как субъект проф.самоопределения. Цель – помощь чел-у в выборе профессии и построении собственного профессионального пути. Задачи: раскрытие механизмов и закономерностей проф.самоопределения, определение особенносте организации профор.служб, разАка эффективных проор.методов, способствующих проф.самоопр., раскрытие механизмов, закономерностей профотбора, разработка эффективных методов профотбора.

2. Методы профориентологии.
Пряжников вы:ет 4 гр методов:
1. информационно-справочные, просветительские.
- профессиограммы (описание целей, хар-ра труда, тех ЗУН необходимых для выполнения труда, требования которые предъявл-ся к чел-у.
- справочная литература (справочники для поступающих)
- информационно-поисковые системы
- проф.рекламы и агитации
- экскурсии на предприятия
- встречи со специалистами различных профессий
- познавательно-просветительские лекции о путях решения проблем проф.определения
- профориентационные уроки
- учебные фильмы
- использование СМИ
- ярмарки профессий(встречи с работадателями)
2. Методы проф.диагностики: беседы, интервью, опросники проф.мотивации, опросники проф.способностей, личностные опросники, метод наблюдения, сбор информации оклиенте от знакомых, родителей, педагогов и др.,психофизиологический метод (в нек. Профессиях жёсткие требования к здоровью), метод проф.проб (метод Фукуямы), использование игровых и тренинговых ситуаций где моделируются различные аспекты проф.Д, использование различных тренажёров (изучение Вн),
3. методы морально-эмоциональной поддержки (гр.общения), тренинги общения (освоение коммуник.навыков), сложные методы индив.и групповой психотерапии, профориентационные и профконсультационные игры с элементами ψтренинга.
4. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения (построение плана различныз вариантов действий, использование различных схем альтернативного выбора построения своей проф.карьеры.

3. Основные понятия профориентологии: профориентация, профконсультация, профотбор, профессиональное самоопределение; их взаимосвязь.
Профориентация – это комплекс мер по оказанию помощи чел-у в выборе и построении проф.пути.
Профконсультация – индивидуально-ориентированная помощь в выборе профессии.
Проф.самоопределение – определение себя в выборе профессии. Этот процесс длится всю жизнь.
Карьера – профессиональный путь чел-а.
Профотбор – комплекс мер, направленных на поиск чел-а наиболее соответствующего определенной специальности или профессии.

4. История развития профориентации.
Начало профориентации нередко относят к 1908 г. – к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появилась профессии, а следственно, и потребность в ориентации на эти профессии.
История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме – система отбора и обучения гладиаторов. Однако если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор (подбор), но также профпросвещение, профконсультацию, социально- профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться, лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. В период развитого капитализма с его неизбежными спутниками – повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих.
Именно в этом время определилась практическая потребность в привлечении рабочей силы, ее обучении и распределении на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными различиями и способностями людей. Основателем научного изучения индивидуальных различий считается английский ученый Френсис Гальтон.
В январе 1908 года в г. Бостоне, как уже отмечалось выше, начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого и принято считать началом профориентации.Затем аналогичное бюро учредили в Нью – Йорке. Опыт деятельности этих бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других стран.
Вопросам профессионального отбора много внимания уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг. Его можно назвать родоначальником психотехники.
По заказу телефонной компании он изучил пригодность кандидатов на профессию телефонистки. возникла необходимость разработки рекомендаций по профотбору кандидатов в телефонистки по их психофизиологическим качествам. В итоге текучесть кадров резко сократилась. Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале ХХ в., в том числе военной, актуализировали проблему “человек – техника”. Все острее стало осознаваться, что не каждый желающий может управлять сложным техническим устройством – для этого необходимы знания, способности и соответствующие навыки. В США был создан первый вариант так называемого группового теста, который позволял быстро оценить пригодность призывников к военной службе в различных родах войск. Созданный тест рассматривался как психологическое оружие, поэтому все испытания, масштаб исследований и результаты их хранились в тайне.

5. Понятие профконсультации. Типы профконсультаций.
Профконсультирование – это индивидуально ориентированная помощь чел-у в построении проф.карьеры. Существует ряд классификаций профконсультации.
1. Индивидуальная и групповая.
2. Классификация по задачам, решаемым в профконс.(информационно-справочная, просветительская, диагностическая (диагностико-корректирующая), консультация оказывающая морально-эмоц-ю поддержку.
3. классификация по использованию подходов различных ψких школ
Директивная (диагностическая и воспитательная (бихевиоризм). Недирективная (психоаналитическая, гуманистическая, активизирующая или развивающая).
4.Существует профконс.отказывающаяся от наращивания арсенала методик ψдиагностики. Вн.сосредотачивается на разАке и применению спец.развивающих программ. Психолог должен дать понять клиенту, что только тот выбор правильный и обоснованный если он сделан самостоятельно и осознанно.

6. Общая характеристика директивной профконсультации. Виды директивной профконсультации.
Директивная профконсультация – диагностическая и воспитательная. Диагностическая базиреутся на трехфакторной модели Парсонса. Он считал, что Л-ные особенности связаны с хар-ром профессии, поэтому выбор профессии рассматривается как поиск соответствия между Л-ными особенностями и требованиями профессии. В ходе диагностической профконсультации происходит изучение св-в Л чел-а, выявление требований предъявляемых к чел-у профессией. Клиенту рекомедуется та профессия, которая наиболее соответствует его способностям. Недостатки: не учитывается динамичность рынка труда, не учитывается индивидуальность, т.к. в ходе проф.развития чел-к может меняться. Воспитательная консультация основана на бихевиористических представлениях. Считают, что чел-а можно обучить любой профессии, нужно только правильно подобрать методы проф.обучения. Недостаток – не учитываются знания диффенциальной ψ, т.к.существуют малоизменяющиеся индивидуальные различия.

7. Основные виды недирективной профконсультации и их характеристика.
В недирективной профконсультации никто ничего не предлагает. Она делиться на психоаналитическую, гуманистическую и активизирующую или развивающую. Психоаналитическая строится на принципах выявления подсознательных импульсов чел-а и подбор ему таких профессий. В к.эти импульсы могли бы проявиться в большей степени. Гл.принцип – полный отказ от приемов самовоспитания и саморазвития. Принять себя таким какой есть. Гуманистическая строится на общих принцапах гуманистической ψ – полное принятие клиента таким какой он есть. Применяется метод свободных высказываний о себе и своих проблемах. Это позволяет осознать проблему и принять решение клиенту самому. Минусы – как и аналитическая ψ требует большого количества времени, часто предмет профконсультации теряется уступая место проблемам Л. Аналитическая или развивающая. Гл.принцип – активизация процесса профессионального самоопределения. Если речь идет о выборе профессии, то гл.момент – смещение акцента с выбора профессии на подготовку к этому выбору. Она предполагает новый подход к использованию ψдиагностических методик задачами к-х явл-ся –
1) определение актуального состояния развития индивидуальности, 2)выявление недостатков и пробелов в развитии 3)выявл-е качеств и способностей наиболее выраженных и необходимых для бедущей профД 4)принятие решений о хар-ре коррекционной развивающей А с целью подготовки к профессии 5)необходимость контроля за проведением ψкоррекционных и развивающих мероприятий 6)определение ограничений в выборе сфер профД к-е предъявляют жесткие требования к ψфизиологическим особенностям чел-а. 7)стимулирование потребности чел-а к самопознанию и самосовершенствованию.

8. Сущность развивающей профконсультации и ее основные принципы.
Аналитическая или развивающая. Гл.принцип – активизация процесса профессионального самоопределения. Если речь идет о выборе профессии, то гл.момент – смещение акцента с выбора профессии на подготовку к этому выбору. Она предполагает новый подход к использованию ψдиагностических методик задачами к-х явл-ся –
1) определение актуального состояния развития индивидуальности, 2)выявление недостатков и пробелов в развитии 3)выявл-е качеств и способностей наиболее выраженных и необходимых для бедущей профД 4)принятие решений о хар-ре коррекционной развивающей А с целью подготовки к профессии 5)необходимость контроля за проведением ψкоррекционных и развивающих мероприятий 6)определение ограничений в выборе сфер профД к-е предъявляют жесткие требования к ψфизиологическим особенностям чел-а. 7)стимулирование потребности чел-а к самопознанию и самосовершенствованию. Отказ от наращивания арсенала методик Аналитическая или развивающая. Гл.принцип – активизация процесса профессионального самоопределения. Если речь идет о выборе профессии, то гл.момент – смещение акцента с выбора профессии на подготовку к этому выбору. Она предполагает новый подход к использованию ψдиагностических методик задачами к-х явл-ся –
1) определение актуального состояния развития индивидуальности, 2)выявление недостатков и пробелов в развитии 3)выявл-е качеств и способностей наиболее выраженных и необходимых для бедущей профД 4)принятие решений о хар-ре коррекционной развивающей А с целью подготовки к профессии 5)необходимость контроля за проведением ψкоррекционных и развивающих мероприятий 6)определение ограничений в выборе сфер профД к-е предъявляют жесткие требования к ψфизиологическим особенностям чел-а. 7)стимулирование потребности чел-а к самопознанию и самосовершенствованию.
Диагностики и состредоточение Вн на выАке и применении спец.коррекционных развивающих программ. Психолог дожжен дать понять клиенту что только тот выбор является обоснованным, который он сделает сам, самостоятельно и осознанно.

9. Типичные проблемы профессионального самоопределения школьников.
Пассивность оптантов выражается в том, что они перекладывают ответственность за выбор профессии на др.людей. Проблемы:
- следование моде или за компанию
- нераелистичность жизненных проф.планов
- смешение акцента с внутренних факторов (содержание, процесс, условия) на внешние(престиж, зарплата)
- наличие или отсутствие материальных ср-в для подготовке к сдаче ЕГЭ
- выраженный инфантилизм
- сокращение бюджетных мест
- перспектива оказаться в армии
- демографическая яма 90-х даёт современным выпускникам большие возможности. Проблемы с которыми чаще всего обращаются к ψгу выпускники
1. Профессия выбрана, но необходимо подкрепление правильности выбора
2. Отсутствие по мнению оптанта и родителей выраженных интересов, способностей, которые могли бы направить проф.выбор
3. Когда интересы и способности равновыражены в различных областях и возникает задача в сужении круга рекомендуемых профессий.
4. Когда наблюдается расхождение между интересами склонностями испособностями и трудн решить на что ориентироваться.
5.Когда род-ли не согласны с выбором реб-а и активно навязывают свою точку зрения.
10. Характеристика видов деятельности профконсультанта при проведении консультации по проблемам профессионального самоопределения.
1. Выявление особенностей ЛПП – констатация того как он сформирован и обоснован.
2. Диагностическое обследование, включающее изучение интересов, склонностей способностей, индивидуальных ψких особенностей
3. Оценка (интерпретация) собранных данных и составление вместе с клиентом плана подготовки к проф.выбору (это м.б.ознакомление с миром профессий, формирование профессиональных намерений и т.д)
4.Подготовка для клиента индивидуальной системы коррекционных мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых качеств
5. проведение контроля за тем как осуществляется намеченный план подготовки к профессии.
6. завершающая беседа с обсуждением проведённой А, формулирование рекомендаций.

11. Профотбор. Основные этапы профотбора.
Проф.отбор – процедура вероятностной оценки проф.пригодности чел-а, изучение возможностей овладения им определённой специальностью, достижение требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения проф.обязанностей. В проф.отборе выделяют 4 компонента: медицинский, физиологический, педагогческий, психологический. Основные этапы психологического проф.отбора: 1) извлечение и первичная обработка необходимой, исходной диагностической информации, 2) формулирование прогнозов способности к данному виду проф.Д и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемого 3) верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности проф.Д отобранных лиц. Основные этапы и процедуры профотбора персонала. 1. Предварительное собеседование. Беседа может быть поверхностной (уточнение отдельных наиболее значимых сведений и постановка нескольких конкретных вопросов. Как правило при массовом отборе) и углубленной (Выясняется широкий круг вопросов, уточняются личностные особенности, мотивация перехода кандидата на А именно сюда, его проориентация и др)Здесь же решаются воспитательно-профилактические цели (особенности и режим предстоящей Д, условия А с конфиденциальной информацией). Желательно первую беседу проводить по стандартной формализованной форме. Есть возможность на этом этапе добывать информацию о конкурирующих фирмах. Не исключена вероятность провокации со сторны кандидата (обращение в СМИ). 2 этап – сбор и оценка информации о кандидатах. Формируется первичная, но углубленная оценка деловых и личностных качеств кандидата. Проводится анализ документов через отдел кадров и службу безопасности (анкета, автобтография, рекомендательные письма, листки по учёту кадров, сведения о месте проживания) 3 этап – тестовые процедуры и иные методики проверки кандидатов. Это комплексное психологическое тестирование (личностные опросники на определение качеств Л, тест СМИЛ на выявление псих.растройств, тест Кеттела (психологич.особенности хар-ра) Айзенка (темперамент) РСК (принятие рскованных решений в экстремальных ситуациях и др.) 4 этап – исследовнаие результатов тестирования. Обработка, интерпретация и комплексный анализ, сравнение псих.хар-к с профессиограммой. 5 этап – заключительное собеседование.

12. Наиболее распространенные ошибки психолога, осуществляющего профотбор.
ошибка центральной тенденции (когда часть кандидатов оценивается средним баллом, т.е. всех подгоняют под «норму», хотя можно ожидать, что кто-то из кандидатов лучше, а кто-то хуже);
ошибка снисходительности (когда большинство кандидатов оцениваются высоким баллом, что может привести к приему на работу неподходящих работников);
ошибка завышенной требовательности (большинство получает очень низкие оценки, что приводит к отсеиванию потенциально пригодных работников);
эффект ореола (когда интервьюер оценивает кандидата, ориентируясь лишь на какую-то одну, самую «главную» его характеристику, т.е. теряется комплексность оценки);
ошибка контраста (когда средний кандидат оценивается высоко, если он идет после нескольких довольно слабых кандидатов, или, наоборот, оценивается низко, если идет после сильных кандидатов);
стереотипизация в оценке (тенденция сравнивать кандидата со стереотипом «идеального работника», который у каждого — свой и может сильно отличаться от реальных требований работы).

13. Сущность профессионального самоопределения. Типы профессионального самоопределения.
Хар-ки проф.самоопределения 1) избирательное отношение индивида к миру профессий и к конкретной профессии 2)ядро- осознанный выбор с учётом своих возможностей, способностей, особенностей, требований профессии и соц-эконом.условий. 3) осуществляется в течении всей жизни, так как чел постоянно рефлексирует, переосмысливает себя как профессионал и самоутверждается в профессии Актуализация проф.самоопределения инициируется внутренними и внешними событиями. Проф.с\определение – важная хар-ка социально зрелой Л По пряжникову с\определение – это самостоятельное и осознанное нахождение смысла выполняемой А и всей жизнеД. По Щедровицкому – это способность строить себя. По Франклу – способность выходить за пределы себя.
Типы с\определения по Пряжникову (критерий – свобода выбора) 1)самоопределение в конкретной трудовой функции или операции, 2) самоопределение на конкретном трудовом посту 3) с\определение на уровне конкретной специальности 4) с\определение в профессии предполагает, что чел способен выполнять смежные виды Д Это типф проф.с\определения.

14. Профессиональное самоопределение как часть жизненного самоопределения.
Кроме проф.с\определения существует жизненное с\определение. Л-ное с\определение – это высший уровень жизненного с\определения. С\определение Л в культуре – это самый высокий вид самоопределения
Климов рассмотривал развитие чел-а как субъекта труда и выделял периоды и стадии:
1)период допрофильного развития (стадия предигры – раннее детство до 3 лет), стадия игры (3-7 лет), стадия овладения уч.Д (7-12),
2)период выбора профессии: стадия оптации (11(12) – 14 (18).
3)период проф.подготовки: стадия проф.подготовки 15(16) – 18(23)
4)период проф.Д: стадия адаптации молодого спец-а (5лет), стадия интернала (опытный работник, к.без посторонней помощи может выполнять Д), стадия мастерства (решает простые и сложные проф.задачи) стадия авторитета (хорошо известен в своём проф.кругу) стадия наставничества (делиться опытом).
Периодизация по Паркинсону: 1) пора готовности – с 21 года, 2) пора благоразумия +3, 3) пора выдвижения +7, 4) пора ответственности +5. 5) пора авторитета +3, 6) пора достижений +7, 7)пора наград +9, 8) пора важности +6, 9) пора мудрости +3, 10) пора тупика +7 Если работника не продвигают по службе вместо 6-10 он проходит фазы плато 6)пора краха +7, 7) пора зависти +9, 8)пора смирения +4. На фазе плато чел-у может помочь псих-ое консультирование. Ливехуд выделяются основные фазы жизни после детства:
1. Юность (с 16-17 до 21-24 лет) — это переходная фаза
2. Годы с 21 до 28 — первая фаза взрослости. «Молодой человек хотел бы проявить себя в различных ситуациях. Чтобы таким образом изучить себя и свои способности
3. Организационная фаза (с 28 до 35 лет). На первый план все больше выходит профессиональная деятельность
4. 35-40 лет. Здесь происходит частая смена ценностей, страх перед разрывом между старыми (более романтическими) и новыми (более прагматическими) ценностями.
5. Возраст от 40 до 50 лет. Наблюдается биологический спад и возможность духовного развития.
6.50-56 лет. Б. Ливехуд отмечает, что если новые ценности не найдены, то возрастает ощущение трагичности (неудачности) жизни и человек все больше уходит в работу.
7. Время после 56-ти лет (с 56 до 63 лет). Для многих людей будущего больше нет — все в прошлом. У многих есть ощущение того, что самое главное в жизни еще не сделал.

15. Понятие о личном профессиональном плане. Характеристики ЛПП.
Составление личного проф плана по Пряжникову Компоненты ЛПП: 1. Осознание ценности честного труда 2) общая ориентировка в соц-эконом ситуации в стране и прогнозирование перспектив её прояснения 3) осознание необходимости профподготовки для полноценного самоопределения и самоактуализации 4) общая ориентировка в мире профтруда 5) выделение дальней проф.цели, мечты и её согласованность с др важными жизненными целями (досуг, семья) 6)выделение ближних и ближайщих целей как этапов и путей к дальнейшей цели 7) знание о выбираемых целях, профессиях и специальностях, УЗ, местах трудоустройства 8) представление об основных внешних препятствиях на пути к цели 9) знание путей и способов преодоления внешних препятствий 10) представление о внутренних препятствиях 11) знание путей и способов преодоления недостатков и оптимальное использование своих достоинств 12) наличие сиситемы резервнх вариантов на случай неудачи по основному варианту 13) начало практической реализации ЛПП и постоянная его корректировка.

16. Основные компоненты личного профессионального плана.
Согласно А. Адлеру, еще в детстве у ребенка формируется «план жизни» (как основное направление своей будущей жизни). Поначалу это очень простой план (скорее — образ жизни). Позже формируется «взгляд на жизнь» (как черновой вариант, который «постепенно оформляется в связную схему»). К 5-6 годам у ребенка формируется «жизненный стиль. По Э. Берну, еще в детстве закладываются основы для «жизненных сценариев», которые уже во взрослой жизни бывает довольно сложно преодолевать. Эти сценарии часто не позволяют человеку прожить действительно интересную и неординарную, т.е. свою собственную жизнь, заставляя его «играть» в чужие игры. В подростковом возрасте на первый план выступаютмотивы, связанные с мировоззрением, с планами будущей жизни. Самоопределение хар-ся осознанием себя как члена общества и поиске своего истинного места в нем.
Пряжников предложил в качестве содержательно-процессуальной модели ЛПП. Компоненты ЛПП: 1. Осознание ценности честного труда 2) общая ориентировка в соц-эконом ситуации в стране и прогнозирование перспектив её прояснения 3) осознание необходимости профподготовки для полноценного самоопределения и самоактуализации 4) общая ориентировка в мире профтруда 5) выделение дальней проф.цели, мечты и её согласованность с др важными жизненными целями (досуг, семья) 6)выделение ближних и ближайщих целей как этапов и путей к дальнейшей цели 7) знание о выбираемых целях, профессиях и специальностях, УЗ, местах трудоустройства 8) представление об основных внешних препятствиях на пути к цели 9) знание путей и способов преодоления внешних препятствий 10) представление о внутренних препятствиях 11) знание путей и способов преодоления недостатков и оптимальное использование своих достоинств 12) наличие сиситемы резервнх вариантов на случай неудачи по основному варианту 13) начало практической реализации ЛПП и постоянная его корректировка.

17. Основные факторы выбора профессии.
1) Объективные факторы, к не зависят от с\определяющейся Л. Это социально-экономическая ситуация в стране (кризис, потеря А), ситуация на рынке труда, жизненные обстоятельства, позиция близкого окружения.
2)Субъективные факторы (зависят от Л с\определяющегося) Это мотивы, интересы. Склонности, желания, намерения
3) Ценностный фактор
4)Психофизиологический фактор – особенности НС, темперамента
5) Л-ный фактор (особенности хар-ра)
6) Уровень притязаний. Близок к мотивационно-потребностной сфере.
7) Самооценка.

18. Этапы развития человека как субъекта труда.
Еще А.Н. Леонтьев рассуждал о двух «рождениях личности»: первый раз — в дошкольном возрасте, когда выстраивается первая иерархия мотивов и появляется способность от чего-то отказываться; и второй раз — в подростковом возрасте, когда молодой человек по-новому осознает свои мотивы и начинает руководить собственным поведением. к этому можно было бы добавить и третье рождение личности, связанное с гражданской зрелостью и согласованием своих мотивов с общественными и даже общечеловеческими
Наиболее известной в России является периодизация развития человека как субъекта труда Е.А. Климова (1996):
1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца, в учителя… ).
3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п.
4. Стадия «оптации» (optatio — от лат. — желание, выбор) (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. В ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек.
5. Стадия адепта — это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.
6. Стадия адаптанта — это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.
7. Стадия интернала — это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.
8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: «лучший» среди «нормальных», среди «хороших», т.е. работник заметно выделяется на общем фоне.
9. Стадия авторитета означает, что работник стал «лучшим среди мастеров».
10. Стадия наставника — высший уровень работы любого специалиста.

19. Понятие о профессии, специальности, квалификации, карьере.
Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации.
Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.
Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии.
После того, как разобрали три понятия: профессия, должность и специальность, предлагается выполнить следующее задание, а затем, ребятам привести свои примеры.
Специализация – 1) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний в определенной области (часть специальности); 3) разделение труда по его отдельным формам, видам.
Квалификация – 1) уровень подготовленности индивида к профессиональной деятельности; 2) наличие у работника знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации.
Карьера – 1) осознанный трудовой путь человека; 2) продвижение по служебной лестнице – успешное продвижение вперед в общественной, служебной, научной, профессиональной или иной деятельности.

20. Мотивационный компонент профессионального самоопределения. Основные методики определения интересов и склонностей.
Анкета оптанта – изучение интересов, видов Д,к.он любит заниматься, проф.намерения.
ДДО Климова (выбор из пар) определение интересов и склонностей. 20 пар предполагаемых видов Д. выбрать вид занятии ,затем дать оценку каждому от +++ до —. Определение типа профессии.
Анкета интересов ОДАнИ – анкета интересов – 96 вопросов по выявлению интересов по 16 областям (физика, математика, электро- радиотехника, техника, химия, биология, медицина, геология и георафия, история, филология и журналистика, искусство, педагогика, сфера обслуживания, военное дело, спорт, предпринимательство. По степени выраженности интересов – яркая выраженность, средняя, слабая, слабое отрицание, ср.степень отрицания, высокая степень отрицания.
Карта интересов – 174 вопроса, выявляет степень выраженности интереса в 29 областях. Уровни выраженности6 высшая степень отрицания, интерес отрицается, интерес выражен слабо, выраженный интерес, ярко выраженный.
Анкета интересов – 78 вопросов – 13 областей.
Карта интересов 40 – 8 областей
Анкета определения предпочтительного типа ведущей профессии на основе самооценки – 30 вопросов определяет предпочт.тип (Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-ХО, Ч-Зн).

21. Способности как компонент профессионального самоопределения. Роль способностей в освоении профессии. Основные методики выявления способностей.
Определение ведущих св-в специальных способностей по Климову (проанализировать таблицу с описанием способностей (литературные, организаторские, педагогические, технические, математические, художественные).
Определение способности к творчеству.
Определение специальных способностей.

22. Психофизиологический компонент профессионального самоопределения. Диагностика психофизиологических особенностей личности.
Определение уровня различных видов памяти,
переключаемости Вн устойчивости,
анализ воссоздающего воображения, уровень развития творческого воображения,
определение типа мышления (образное, логическое, практическое, творческое,
Айзенк (определение уровня интеллекта),
Теппинг-тест Ильина (определение типов НС) – 8 квадратов время 5 сек, стоиться график по нему 5 типов НС (сильный – выпуклый график, среднесильный, средний (ровный, промежуточный тип), среднеслабый (выгнутый), слабый – нисходящий график,
Айзенк (темперамент),
методика Лири (формы проявления хар-ра) – доминирование, уверенность в себе, консерватизм, негативизм, уступчивость, зависимость, конформизм, отзывчивость, определяются реальные и идеальные значения,
выявление уровня самооценки Пономаренко – 15 пар противоположных качеств, между ними цифры 1-7, реальное Я и идеальное.
Определение способности к общению (коммуникативность) – 19 вопросов подсчёт баллов. Выявляется уровень развития коммуникативных способностей – низкий, ср., высокий.
Определение уровня конфликтности.

23. Особенности выбора профессии на современном этапе.
Пассивность оптантов выражается в том, что они перекладывают ответственность за выбор профессии на др людей.
Следование моде или за компанию.
Нереалистичность жизненных и профессиональных планов.
Смещение акцента с внутренних факторов (содержание, процесс, условия) на внешние (престиж, зарплата)
Наличие материальной возможности для подготовки к ЕГЭ
Выраженный инфантилизм.
Сокращение бюджетных мест.
Перспектива оказаться в армии.
Демографическая яма 90-х даёт большие возможности.
Проблемы с которыми чаще всего обращаются к консультанту выпускники:
Профессия выбрана, но необходимо подтвердить правильность выбора
Отутствие по мнению опанта и род-лей выраженных интересов и способностей которые могли бы направить проф.выбор.
Интересы и способности равновыражены в нескольких областях и задача в сужении круга рекомендуемых профессий..
Наблюдается расхождение между интересами, склонностями и способностями и трудно решить на что ориентироваться.
Родители не согласны с выбором реб-а и активно навязывают свою точку зрения

24. Личностные особенности как компонент профессионального самоопределения. Теория Голланда.
Теоретической основой опросника профессионального самоопределения служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж. Голландом. Её суть в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия условия типа личности и типа профессиональной среды. Поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но и окружением, в котором он проявляет свою активность. Люди стремятся найти профессиональную среду, свойственную своему типу, которая позволила бы им полнее раскрыть свои способности, выразить ценностные ориентации. Таких типов, согласно Голланду, шесть: реалистический или практический; интеллектуальный; социальный; конвенциальный или стандартный; предприимчивый; артистический. Как и многие основательные теории, теория Холланда сравнительно проста. В ее основе лежит 5 основных принципов.
1. Люди могут быть классифицированы по 6-ти основными типам. Каждый тип характеризуется определенными интересами, оценками и отношениями.
2. Тип, которому, в основном, соответствует индивидуум формируется под воздействием многих факторов: влияние семьи и других значимых людей, возможности получения образования и квалификации, опыт предыдущей работы, социокультурное влияние и множество других детерминант, которые формируют интересы, оценки и отношения.
3. Профессии могут быть расклассифицированы по наличию в них элементов 6-ти базисных типов.
4. Рабочая среда, которая определяется совокупностью взаимодействующих относительно различных профессий, также может классифицироваться как имеющая признаки этих 6-ти базисных типов.
5. Люди, занятые в профессии, соответствующей их типу, и попавшие в профессиональную (рабочую) среду, также соответствующую их виду, более удовлетворены своей карьерой, ее процессом, работают с максимальной эффективностью и их ценят в своих организациях.
РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ (Р)- люди такого типа предпочитают реальные профессии, такие как инженер-механик, плановик производства, инспектор по строительству, инженер по технике безопасности и морской таможенный чиновник. У людей этого типа обычно развиты технические и физические способности, они предпочитают работать с инструментами на открытых площадках вне помещений. Этот тип людей предпочитает работать скорее с предметами, чем с людьми. Такие люди подчиняемы (конформисты), откровенны, искренни, скромны, честны, практичны, естественны, настойчивы и экономны (бережливы).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ (И) — люди предпочитают исследовательские профессии, такие как биохимик, антрополог, экономист, исследователь, аналитик-администратор (управленец). У людей этого типа обычно математические и научные наклонности, они предпочитают работать в одиночку, любят исследования и обожают решать проблемы. Им обычно лучше удается работа с идеями нежели, чем с людьми или предметами. Такие люди обладают аналитическим складом ума, они любопытны, методичны, рациональны, осторожны, независимы, аккуратны (педантичны), бережливы, интеллектуальны и честны.
АРТИСТИЧЕСКИЙ (А) — люди этого типа предпочитают профессии артистической направленности, такие как архитектор, писатель, технический редактор, художественный редактор, композитор, режиссер-постановщик, декоратор и дизайнер. У людей типа А артистические наклонности, хорошее воображение, они любят творческий оригинальный труд, предпочитая работать больше с идеями, чем с людьми. Люди типа А, как правило, открытие, оригинальные, с богатым воображением и хорошей интуицией, эмоциональны, независимы, идеалистичны, с нестандартным мышлением.
СОЦИАЛЬНЫЙ (С) — люди этого типа предпочитают общественные профессии, такие как учитель, врач-психолог, работник психиатрической службы, управляющий кадрами. Этот тип обычно наделен социальными наклонностями, его интересует человеческие отношения, он любит разрешать чужие проблемы. Ему проще работать о людьми, нежели, чем с предметами. Люди этого типа бывают ответственными, всегда приходящими на помощь, теплыми в общении, любящими сотрудничать (действовать согласованно), идеалистичными, общительными, тактичными, дружелюбными, добрыми, участливыми, великодушными, терпеливыми и понимающими.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ (П) — люди этого типа предпочитают профессии предпринимательского характера, такие как уполномоченный по общественным отношениям, экономист, торговец, биржевой брокер и адвокат. Люди этого типа обычно обладают лидерскими и ораторскими качествами, они интересуются политикой и экономикой, а также любят быть влиятельными. Они предпочитают работать с людьми и идеями, нежели, чем с предметами. Они раскованы, оптимистичны, энергичны, смелы, приятны в общении, экстравертны, доступны, общительны, самоуверенны и амбициозны.
ТРАДИЦИОННЫЙ (Т) — люди этого типа предпочитают традиционные профессии типа бухгалтер, счетовод, составитель бюджета, плановик. Такие люди обладают канцелярскими и арифметическими способностями, предпочитает работу в помещении, любят организаторское дело. Они предпочитают работать со словами, (бумагами) и цифрами. Эти люди обычно конформисты, практичны, аккуратны, послушны, бережливы, квалифицированны, дисциплинированы, сознательны и настойчивы.
Очень немного людей принадлежат к так называемому «чистому» типу в том смысле, что они имеют характеристики лишь одного из типов. Поэтому важно отметить, что большинство людей имеют комбинации характеристик, соответствующие двум или более типам. Немодифицированный тест Холланда, содержащий 216 вопросов (разбитых на 3 группы). В результате Вы получите конкретный список профессий (из более чем 1600 имеющихся в базе данных) и профиль Вашей личности. Программа вычисляет также количественное (в процентах) соответствие Вашего психологического типа каждой из 6-ти групп профессий. Известны модификации теста Холланда с меньшим числом вопросов — однако их результаты недостоверны и не могут быть использованы для принятия правильного решения в жизни.
Предлагается 42 пары профессий, в каждой паре выбрать одну: наиболее желательную или наименее «противную».

25. Ценностный аспект профессионального самоопределения. Методика Э. Шейна.
«Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в карьере
(Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)
«Якоря карьеры», — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.
Насколько важным для Вас является каждое из следующих утверждений?
Варианты ответов: 1 – абсолютно не важно, 2 — 10 – исключительно важно
Насколько Вы согласны с каждым из следующих утверждений? 21 вопрос.
Варианты ответов: 1 – совершенно не согласен, 2 — 1 0 – полностью согласен – 20 вопросов. Всего 41.
По каждой из восьми карьерных ориентаций подсчитывается количество баллов. Определяется ведущая карьерная ориентация — количество набранных баллов должно быть не менее пяти. Иногда ведущей не становится ни одна карьерная ориентация — в таком случае карьера не является центральной в жизни личности. Рисуется профиль, определяются «якоря карьеры»
Ценностные ориентацией в карьере.
1. Профессиональная компетентность — Быть профессионалом, мастером в своем деле.
2. Менеджмент — Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п.
3. Автономия (независимость) — Главное в работе – это свобода и независимость.
4. Стабильность работы — Стабильная, надежная работа на длительное время.
Стабильность места жительства — Главное – жить в своем городе (минимум переездов, командировок).
6. Служение -Воплощать в работе свои идеалы и ценности.
7. Вызов — Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи.
8. Интеграция стилей жизни — Сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой.
9. Предпринимательство — Создавать новые организации, товары, услуги.

26. Основные этапы профконсультации. Содержание работы профконсультанта на каждом из этапов.
1) Выявление особенностей Л-ного проф.плана – констатация того как сформирован ЛПП, обоснован
2) Диагностическое обследование, включающее изучение интересов. Склонностей, способностей. Индивидуальных психических особенностей.
3) Оценка (интерпретация) собранных данных и составление вместе с оптантом плана подготовки к проф.выбору (это мб ознакомление с миром профессий, формирование проф.намерений итд)
4) Подготовка для уч-ся индивидуальной системы коррекционных мероприятий по с\воспитанию, развитию необходимых качеств.
5) Проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии.
6) Завершающая беседа с обсуждением проведённой А, формулирование рекомендаций и тд.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.
2 Responses
  1. Pingback: лечение
  2. Александр says:

    Браво, Елена!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>