Фуга

Тема: «Разнообразие музыкальных образов. Фуга» (закрепление темы).

Цель: уметь определять развитие образа произведения, если известна его форма на при-мере Фуги До-минор И.С.Баха.

Задачи:
1) Образовательные – раскрытие особенностей музыки Баха, подготовить учащихся
к пониманию стиля композитора;
проанализировать строение сложной музыкальной формы
(фуга);

2) Развивающие – формирование эмоционально-образных представлений на примере
Фуги До-минор И.С.Баха, песен «Как здорово!» муз. и сл.
О.Митяева, «Пора золотая» Е.Крылатова – М.Пляцковского;
исследовательских способностей;
познавательного интереса;

3) Воспитательные – развитие чувственного восприятия мира, межличностных
отношений на примере песен «Пора золотая» Е.Крылатова –
М.Пляцковского, «Как здорово!» сл. и муз. О.Митяева.

Музыкальный материал: кассета (И.С.Бах. Фуга До-минор), «Как здорово!» муз. и сл. О.Митяева, «Пора золотая» Е.Крылатова – М.Пляцковского

Оборудование: магнитофон, синтезатор, раздаточный материал (текст «Что такое фуга?», таблица для заполнения, таблица эмоциональных терминов по Ражникову), портрет И.С.Баха.

Ход урока:
Репродукция: портрет И.С.Баха, утверждения
1. Организация учащихся на урок.

2. Работа по теме урока.
У: Тема сегодняшнего урока – «Разнообразие музыкальных образов. Фуга». Цель нашей работы – научиться определять развитие музыкального образа на примере полифониче-ской музыкальной формы под названием «фуга».

На стадии вызова используется приём «вводный вопрос»
для активизации внимания учащихся
У: Как вы думаете, что общего между архитектором и композитором? Запишем наши предположения.
Ответы учащихся фиксируются на доске

У: Итак, я предлагаю вам несколько утверждений, ваша задача, ответить согласны вы с ними или нет, т.е. верные они или неверные. Отвечаем письменно, заполняя первую графу таблицы, которая называется «до чтения»: «В» — верно, «Н» — неверно.

УТВЕРЖДЕНИЯ (записаны на доске)
1. Слово «фуга» в переводе с латинского означает «бег, бегство, побег».
2. В основе фуги лежат, как правило, две – три музыкальных темы.
3. Фуга – это высшая, самая сложная форма гомофонической музыки.
4. Фуга может быть не только самостоятельным произведением. Но и частью крупного сочинения – симфонии, реквиема и т.д.
5. Маленькая фуга называется фугетта.
6. Особенно часто обращался к фуге великий немецкий композитор И.С.Бах.

У: А сейчас я предлагаю вам сверить свои ответы на утверждения с ответами соседа по парте. Есть расхождения во мнениях?
Учащиеся обсуждают ответы в парах,
учитель опрашивает несколько пар

У: Перед вами текст «Что такое фуга?», прочитав который вы сможете ещё раз проверить верность утверждений и заполнить вторую графу таблицы, которая называется «после чтения».
На стадии осмысления содержания, для того чтобы разрешить противоречия и расши-рить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается текст. Следующим шагом является заполнение таблицы.

Учащиеся совместно с учителем проверяют верность утверждений на основе прочитан-ного текста
У: Сейчас мы послушаем одну из самых известных фуг И.С.Баха, фугу до-минор. Обрати-те внимание на то, в каком характере будет протекать «беседа голосов» в произведении, подберите подходящие характеру музыки эмоциональные термины.
Слушание – И.С.Бах. Фуга до-минор
ответы учащихся

На стадии рефлексии учащимся предлагается
послушать лучшие синквейны на тему «Фуга»
и вернуться к вводному вопросу
У: Как бы вы сейчас ответили на мой первый вопрос (ответы учащихся).

3. Итог урока:
У: В полифонии важна созвучность голосов, они должны дополнять друг друга, должны «уметь слушать друг друга». Скажите, в отношениях между людьми ценится умение слу-шать другого человека? Я не ошибусь, если скажу, что именно настоящий друг всегда су-меет выслушать.
Многие песни посвящены дружбе, и у нас есть такие в нашем певческом репертуаре. Вспомните их названия.

Исполнение – «Как здорово!» муз. и сл. О.Митяева
«Пора золотая» Е.Крылатова – М.Пляцковского

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>