Музыкальность живописи

Словиковская Е.И. Методическая разработка

по теме урока музыки в 5 классе:

«Музыкальность живописи»

 

Урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н Кичак «Музыка»  по теме раздела «Образы живописи в музыке».

Цель урока: научить находить общее и различное между музыкой и живописью.

Задачи урока:

Дидактические (образовательные):
– сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;
– сформировать умение сравнивать музыкальное произведение с произведениями ИЗО;
– побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.

Развивающие:
– развить интерес к музыке через творческое самовыражение;
– развить чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений и произведений ИЗО;
– развить наглядно- образное мышление;
– развить познавательную активность в процессе сравнивания музыки и ИЗО.

Воспитательные:
– воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;
– воспитать эмоциональную отзывчивость.
Методы: словесный, междисциплинарных взаимодействий, научности, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения, мозговой штурм, метод «пластического интонирования».

Оборудование урока:

- музыкальные произведения:

Н. Римский-Корсаков «Три чуда» (фрагмент «Царевна-Лебедь),

А. Бородин «Богатырская симфония»,

А.Алябьев «Вечерний звон»,

С.Прокофьев Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка»,

И.С. Бах «Аве Мария»,

А.Ермолов «Волшебный мир искусства» (слушание),

Г. Гладков «Песенка о картинах»

- репродукции картин:

И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»,

А. Васнецов «Богатыри»,

М.Врубель «Лебедь»,

И.Левитан «Вечерний звон»;

И. Грабарь «Февральская лазурь»,

Рафаэль «Сикстинская мадонна»

- ноутбук, мультимедиапроектор, музыкальный центр,

- музыкальный словарь «Говорим о музыке»

 


                 

Ход урока.
I.Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Распевка (контроль знаний о длительностях).

СЛАЙД 1.

Ребята, на предыдущих уроках мы говорили о различных видах искусств и их связи между собой. Давайте вспомним

- какие виды искусств вы знаете?

- как вы думаете какие виды искусств появились раньше?

 Давным-давно, когда только появилась жизнь на земле, все искусства жили одной большой семьёй, так как служили для того, чтобы запечатлеть жизнь человека на земле. Шли годы, сохраняя большую дружбу между собой, каждое из искусств – музыка, живопись, литература пытались приобрести свои, отличные от других особенности. Эти особенности привносились людьми, которых позже стали называть — композиторы, художники, писатели.
Выходит, не только литература, но и изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания?

- как связаны с музыкой другие виды искусств?

Дети:

 «Что завистливо разделила воля богов, то соединяет богиня Фантазия», — писал немецкий поэт Людвиг Тик. Он имел в виду,  что каждое искусство выражает своё: живопись – цвет, поэзия – слово, музыка – звук. Но если между искусствами и существует граница, то она, к счастью, отсутствует в мире природы, где всё живёт и дышит в благотворном единстве.

 

II. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, через содружество с живописью.
Учитель предлагает спеть песню Гладкова  «Песенка о картинах».

На предыдущем уроке мы разбирали связь живописи и музыки. Домашним заданием было внимательно рассмотреть картины в школьной рекреации и попытаться услышать музыку, рождающуюся в душе при просмотре понравившейся вам картины.

Давайте послушаем ответы.

 

Сегодня на уроке мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства. Рассматривая произведения ИЗО, будем думать, можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку. Раскройте ваши тетради и запишите тему урока.

Слайд 2.

Тема нашего урока: «Музыкальность живописи».

Цель урока: научиться находить общее и различное между музыкой и живописью. Попробуем разрешить проблему соотношения звука и цвета.

Сначала я предлагаю вам посмотреть на картину И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Какие звуки она вызывает в вашей душе?

Слайд 3.

А теперь послушаем произведение Э. Грига «Утро». Помогает ли оно вам глубже и ярче увидеть картину?

Учитель. Дети сейчас мы послушаем фрагмент из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

СЛАЙД 4.

На основе какого литературного произведения создана эта опера?

 


В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом:

Белка в нем живет ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызет;

А орешки не простые,

Скорлупы, то золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Белку холят, берегут.

 




Там ещё другое диво:Море вздуется 


бурливо,Закипит, поднимет вой.Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны как на подбор –

С ними дядька Черномор,

И той стражи нет надежней

И храбрее и прилежней.

 

А у князя жёнка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

 

 

Как вам представляется образ царевны?

Сравните образ, который возник в вашем воображении с картиной М. Врубеля (с.180).

А теперь послушаем музыку Н. Римского-Корсакова и сравним с образом изображённым художником.

 

Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу. В правом столбике вы видите названия произведений живописи, посмотрим на них:

В. Васнецов «Богатыри»

И. Грабарь «Февральская лазурь»

И. Левитана «Вечерний звон».

Теперь я предлагаю вам посмотреть на картину Васнецова «Богатыри» (с. 191).

Слайд 5.

Как, по-вашему, должна звучать музыка к этой картине.

Следующий слайд – картина Грабаря «Февральская лазурь» (с.87) — какие звуки музыки рождает она в вашем воображении.

Слайд 6.

Следующий слайд – картина Левитана «Вечерний звон» (с.63).

Слайд 7.

Теперь я предлагаю вам послушать музыкальные произведения, и определить к какой из картин они подходят. (Названия произведений не объявляются, проставляются в таблице цифрами)

 

Слайд 8 (все картины)

Звучат

1) песня А.Алябьева «Вечерний звон» в исполнении Олега Погудина,

2) фрагмент «Богатырской симфонии» Бородина,

3) тема «Феи Зимы» Прокофьева из балета «Золушка».

Затем проверяется правильность заполнения таблицы – фрагменты прослушиваются повторно, но теперь даётся название произведения и автор (записываются в тетрадь).

 

Вывод.

Итак, мы убедились, что, не смотря на то, что средства воплощения у музыкальных произведений и произведений ИЗО разные — темы и образы, к которым обращаются композиторы и художники, остаются едиными. Все художественные произведения рождаются из единого источника. Источник этот- сама жизнь. И этому есть вполне объяснимые причины. Каковы они?

Учитель: Существуют так же жанры искусств, в которых встречаются  музыка, литература, живопись (ребята называют эти жанры.)
– На основе слияния музыки и живописи появились в 20 в. новые виды искусств – это анимация (мультипликация), новые жанры (видеоклипы), соответственно и новые профессии, мультипликатор, клипмейкер.

Вывод: Музыка многому научилась у живописи в передаче облика, видения природы. Благодаря такой музыке наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее.
Но союз музыки и ИЗО, как показывает история, не всегда признавался равным. Так, в эпоху Возрождения приоритет в художественной культуре отдавался изобразительным видам искусства. По мнению художника этой эпохи Леонардо да Винчи, самым важным органом для человека является зрение. Роль живописи в жизни человека гораздо важнее, чем роль литературы или музыки.

Слайд 9.

Рафаэль «Сикстинская мадонна» (с 41).

Вместе с тем именно в эпоху Возрождения музыка освобождается от литературной зависимости, рождаются первые жанры инструментальной музыки. А в то время, когда создавали свои произведения Ф.Шопен, Ф.Шуберт, музыка провозглашается главным видом искусства.

Муз.фрагмент «Аве Мария» И.С. Баха.
– Можно ли провести точную грань между искусствами?
Дети: семья различных видов искусств очень дружная. «Искусства переходят одно в другое», «один род искусства находит своё продолжение в другом». Они дополняют друг друга. Можно увидеть музыку и услышать живопись.
Вывод: Человек, который любит окружающий мир, не причинит ему зла: не сломает дерево, не вытопчет цветы, не ударит животное. Искусство всегда призывало видеть, ценить, беречь красоту.

 

V. Итог урока.
Учитель: Вспомним всё содержание нашего урока. Можем ли мы выделить художественные связи музыки и ИЗО?
Тема, образы, средства воплощения, внутренний мир человека.
– Не зря, композитор и критик, А.Н. Серов называл музыку «языком души», Л.Толстой — «стенографией чувств», а В.Шекспир – «Это область чувств и настроений, это – в звуках выраженная жизнь души».

 

Дети: Свой 8-й сонет В.Шекспир посвятил музыке.

Ты — музыка, но звукам музыкальным
Ты внемлешь с непонятною тоской.
Зачем же любишь то, что так печально,
Встречаешь муку с радостью такой?

Где тайная причина этой муки?
Не потому ли грустью ты объят,
Что стройно согласованные звуки
Упрёком одиночеству звучат?

Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают,-
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.

Нам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти.
(перевод С.Маршака).


Учитель:
– Друзья или соперники музыка и живопись?
– Так смогли ли мы увидеть музыку? (Услышать живопись?)

- Что вам понравилось на уроке?

 

VI. Оценивание учащихся.

VII. Д/з:
а) Домашнее задание.

В тетради нарисовать таблицу и заполнить её.

СЛАЙДЫ 11-22.
б) выполнить задание в Дневнике Музыкальных Наблюдений с.24-25 (задания выполняются по выбору учеников).
VIII. Наш урок подходит к завершению. Предлагаю послушать песню «Волшебный мир искусства».

 

 


Материалы к уроку

А.Ермолов «Волшебный мир искусства»;

Г.Струве «Музыка».

Репродукции картин: И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»;

И. Грабарь «Февральская лазурь»;

А.Васнецов «Богатыри»;

М.Врубель «Лебедь»;

И.Левитан «Вечерний звон»

Рафаэль «Сикстинская мадонна».

Фрагменты из музыкальных произведений:        Н. Римский-Корсаков «Три чуда»,

А.Бородин «Богатырская симфония»,       А. Алябьев «Вечерний звон»;

С.Прокофьев Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка»,

И.С. Бах «Аве Мария»

 

Словарик музыкальных терминов по Ражникову.

Презентация урока.

Дополнительный материал: Шишкин «Зима», Васнецов «Метель»,  Айвазовский «Утро», Рылов «Буйный ветер», Рыжкова «После метели», Юон «Купола и ласточки», Чюрнёнис «Соната моря»: анданте, аллегро, финал.

 

Список используемой литературы
1. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка, 5 кл.; М.: Дрофа,2004.
2. Науменко Т.И. Музыка. 5 кл.: Дневник музыкальных наблюдений: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
3. Дмитриева Л.Г., 3.Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. – М.: .Академ А, 1998.
4. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.
5. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие, — М.: Центр педагогического образования, 2007. – 96 с.
6. Платонова Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке.- Тверь. Тверской государственный университет, 2007.


Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.
2 Responses

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>