9 класс

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

Солодчинская средняя общеобразовательная школа

 

                                                                                                                                                              «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                                                  Директор МОУ Солодчинская СОШ

                                                                                                                                ____________  А.И. Бессонов,

                                                                                                                                «____»________________2011г.

                                                                                                                            УТВЕРЖДЕНА

                                                                                                педагогическим  советом:

                                                                                                 протокол № ___________

                                                                                               от «___»__________2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 

 

Словиковской Елены Ивановны

предмет «Музыка» 9 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 – 2012 учебный год

 

 

 

 

МУЗЫКА 9 КЛАСС (17,5 ч)

 

Ведущей содержательной линией программы IX класса, которая завершает процесс музыкального образования и вос­питания школьников, является изучение школьниками худо­жественной картины мира, выявление ее духовно-содержа­тельных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах.

В программе основной акцент делается на осознание уча­щимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально-ценностным опытом  прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исто­рической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыс­лу произведения. «Традиции — это связь с прошлым, новатор­ство — это устремление в будущее» (Д. Кабалевский).

Раздел 1. Образ Человека в мировой  музыкальной  культуре  (10 ч)

Значение музыки в жизни человека прошлого и настояще­го времени. Искусство как способ философско-эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте.

Формы выявления в музыке Человека: персонаж, лириче­ский герой, художественное «я» (В. Медушевский). Музыкаль­ная форма — как процесс (Б. Асафьев.) Симфонический ме­тод как способ отражения противоречивости жизненных явле­ний через интонационно-тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современ­ном мире. Вкус и мода.

Драматические, лирические, характерно-бытовые и народ­но-эпические образы в простых и сложных жанрах музыкаль­ного искусства (произведения программно-симфонической, кантатно-ораториальной музыки).

Примерный перечень музыкального материла

Маленькая ночная серенада. В.-А. Моцарт.

Эгмонт. Л. Бетховен.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена. Э. Григ.

Бразильская бахиана №5.3, ВилаЛобос.

Празднества. К. Дебюсси.

Вальс-фантазия Арагонская хота. М. Глинка.

Моцартиан.  Ромео и Джульетта.  Итальянское каприччио. П. Чайковский.

Шехеразада. Н. Римский-Корсаков.

Сюита для двух фортепиано. С. Рахманинов.

Прометей. А. Скрябин.

Море. М. Чюрленис.

Фрески Софии Киевской. В.Кикта

Кармен-сюита. Р. Щедрин.

Концерты. А. Вивальди. И,-С. Бах. П. .Чайковский. С. Рахманинов. Э. Григ. С. Прокофьев. Д. Кабалевский. Высокая месса си минор. И.-С. Бах.

Реквием. В.-А. Моцарт.

Военный реквием. Б. Бриттен.

Кармина Бурана. К. Орф.

Александр Невский. С. Прокофьев.

Перезвоны. В. Гавридин.

Реквием. Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Всенощное бдение. С. Рахманинов.

Снег идет. Маленькая кантата на стихи Б. Пастернака;

Поэма памяти Сергея Есенина. Г. Свиридов.

Духовный концерт на стихи Г, Нарекаци. А. Шнитке.

Литургия оглашенных. А. Рыбников.

Раздел 2. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее (7,5ч)

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых вы­разительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Компози­тор — человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить, и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно-жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слу­шания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов. «Новаторство в том, чтобы в но­вых условиях защищать вечное» (Р. Быков).

Восприятие   —  осознание —   воспроизведение  (исполнение) — оценка явлений музыкальной культуры  как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.

Примерный  перечень музыкального  материала

Колокольные звоны храмов и  монастырей России.

Русь колокольная. Вариации на тему М. Мусоргского. А. Петров.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. С. Рахманинов (классические и современные интерпретации).

Симфония— от венских классиков до современного авангарда (из программы «Музыка»  для  VIX классов по выбору учителя)

 Симфония № 5 (фрагменты). Д. Шостакович.

Симфония № 4 (фрагменты). А. Шнитке.

Опера —   оперетта  —   мюзикл  —  рок-опера   (из   программы «Музыка» для  У—IX классов по выбору учителя)

Борис Годунов (фрагменты). М. Мусоргский.

Евгений Онегин (фрагменты), П. Чайковский.

Преступление м  наказание.   Рок-опера   по   мотивам   романа Ф. Достоевского (фрагменты). Э. Артемьев.

Балет (из программы «Музыка» для V-lX классов по выбору учителя)

Анюта. Балет по мотивам повести «Анна на шее» А. Чехова (фрагменты). В. Гаврилин.

Симфонические картины, поэмы, увертюры, сюиты, концерты (фрагменты из программы «Музыка» для VIX классов по выбору учителя)

Камерная вокальная и инструментальная музыка (из программы «Музыка»  для  VIX классов по выбору учителя). Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутен­тичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Требования к уровню подготовки учащихся IX класса

Обучение музыкальному искусству в IХ классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:

•  понимать роль музыки в жизни человека;

•  понимать значение традиций и новаторства в музыкаль­ном искусстве прошлого и настоящего времени;

•  оценивать произведения разных направлений музыкаль­ного искусства и обосновывать свои предпочтения в ситу­ации выбора;

•  знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;

•  иметь представление об особенностях языка, инструмен­тария, манеры исполнения музыкальных произведений раз­ных эпох;

•  сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особен­ности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;

•  знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;

•  ориентироваться в окружающем музыкальном простран­стве; понимать значимость классического, народного музы­кального искусства, музыки религиозной традиции в их соотношении с массовой музыкальной культурой;

•  иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной    культуре и за рубежом;

•  проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса,, школы (музыкальные вечера, музыкальные гости­ные, концерты для младших школьников и др.), развивать навыки проектной деятельности;

•  совершенствовать умения и навыки самообразования.

 

Тематическое планирование уроков музыки в 9 классе

 

Количество часов: 17.5

 

Раздел 1.

Образ человека в мировой музыкальной культуре (10 часов)

 

  Тема урока Ключевые понятия темы Музыкальный материал
1. Гимны государства Российского. Связь с личностями. Гимн. Философия. Сознание. Гимны разных эпох.
2.

 

Искусство как осмысление жизни Миропонимание. Фрагменты ХТК  И.С. Баха
3 . Человек в музыке: персонаж, лирический герой. Кантата.  Опера. Кантата «Александр Невский»,

опера «Князь Игорь» (фрагменты)

4. Драматические образы в музыке. Симфония. Сюита. Эгмонт. Л. Бетховен.

Кармен-сюита. Р. Щедрин.

5. «Нет повести печальнее на свете…» Увертюра. Контраст. «Ромео и Джульетта» П. Чайковский.
6. «В поисках счастья»

 

Симфоническая сюита.  Э. Григ «Пер Гюнт».

«Шехеразада» Н. Римского-Корсакова.

7. Повесть о русском человеке. Симфония-действо.  Перезвоны. В. Гаврилин.
8. На краю вечности. Реквием. Месса. Реквием. М. Моцарт. Высокая месса си-минор. И. Бах.
9.  Образ человека в мировой музыкальной культуре. Философия музыки.  Фрагменты произведений, изучаемых в теме.
10 Резервный урок

 

  Устный опрос
 

Раздел 2.

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве:

прошлое, настоящее, будущее (7,5 ч)

 

1 Композиторы – новаторы своего времени.

Модест Мусоргский.

основные прин­ципы развития музыки. Уметь приводить при­меры «Картинки с выставки» М. Мусоргский.
2 Композиторы – новаторы своего времени.

Игорь Стравинский

Знать понятие простых и сложных жанров музыкального искусства

 

Фрагменты балетов И. Стравинского
3 Композиторы – новаторы своего времени. Дмитрий Шостакович. Музыкальные образы  Фрагменты симфоний, опер Дм. Шостаковича.

 

4 Композиторы – новаторы своего времени.

А. Шнитке.

философия Сюита для скрипки и фортепиано. А. Шнитке.
5 Композиторы – новаторы своего времени.

А. Караманов.

Углубление знаний о музыкальном жанре Ave, Maria А. Караманов, фрагменты 3, 4 симфоний.

 

6. Функции музыки в современном мире. классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интепретация, обработка, разновидности стиля. Уметь приводить примеры Урок закрепления и совершенствования

знаний.

Урок  -  дискуссия

7. Подведение итогов изученного. Интонационнообразный анализ. Устный опрос. Закрепить полученные знания

Анализ любимого музыкального образа

 

 

P�’oep�t�ser-left:solid windowtext 1.0pt;border-bottom:solid windowtext 1.0pt; border-right:inset 1.0pt;mso-border-top-alt:solid windowtext .5pt;mso-border-alt: solid windowtext .5pt;mso-border-right-alt:inset windowtext .75pt;padding: 0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;height:17.25pt’>

Итого

34

 

 

�`(� �s@vm�ения чувств и мыслей человека;

 

-размышлять над образами музыкального произведения,

Эстетически откликаться на музыкальное искусство

Коммуникативные:

- выражать своё отношение к музыкальному произведению

 

29-30

 

Язык музыки. С.С. Прокофьев «Симфоническая сказка «Петя и волк»

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

 

 

31

 

Язык музыки. М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

-знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения

 

 

32.

 

Язык музыки. С.С. Прокофьев Фрагмент из кантаты «Александр Невский»

- знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека

 

 

33.

 

Урок- концерт «Пусть музыка звучит и не смолкает»

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.
2 Responses
  1. Никак не могу разгадать, что со мной совершается. Совершенно ничего не хочу. Нахожусь давным давно без места работы на обеспечении у своих родителей и не стремлюсь что-то изменять. Мне уже 26 лет, закончила ВУЗ, красивая. Нашла своего любимого. Он как раз думал уйти из семейства. Теперь на этапе развода. Вместе жили пару месяцев. Он постоянно был на службе почти без выходных дней. В выходной наведывал собственного малыша. Для меня совершенно не было время. Я то и дело ревела, т.к. стремилась к нему. Он меня боготворил. Я бросила его, не хватило сил. Он меня вернул, заявлял, что поменяет свой график. Я заявила, чтобы он вначале развёлся. Его родители меня ненавидят. Считают, что это я его принудила разойтись. Выгнали меня как-то из их жилья. Ниже собственного достоинства. Я не понимаю, какое принять решение. Все предметы напоминают о нем, на днях прочитала публикацию 9 лет какой размер одежды, а сама представляла нас вместе. И боготворю его и с ним трудно. Почти все подряд вечера нахожусь на его любимой работе, только чтобы быть с ним. Он восприимчивый, но и ему не просто. Ощущает вину перед ребёнком. Мне советуют — заботься о себе, а мне это не надо. Мне необходима стабильность с мужчиной, а тогда все будет хорошо! Только лишь родители сдерживают меня от самоубийства. Не подумайте, я не помешанная. Просто-напросто ощущаю себя лично старухой. Кто либо изведал такое состояние? Поддержите! Страшусь на склоне лет поглядеть назад и ничего не увидеть!

    • admin says:

      Понравилась Ваша последняя фраза… У вас есть образование, молодость… есть крыша над головой, люди которые Вас любят… Начните уже делать свою жизнь сами, а не ждать что кто-то сделает свою жизнь для Вас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>