Позитивные черты характера

Классный час

Тема: «Позитивные черты характера».

Продолжительность: 45 минут.

Цель: организовать процесс осознавания учащимися личностных ресурсов, необходимых в сложной жизненной ситуации.

Задачи:

  • активизировать знания детей о чертах характера;
  • закрепить значение ресурсных особенностей характера;
  • развивать умение делать выбор тех черт характера, которые помогают жить в социуме;
  • обобщить представление детей о чертах характера важных для общения.

Категория: учащиеся 5 класса. Группа из 15 учащихся.

Техническое оборудование:

телевизор, магнитофон, диск с записью спокойной музыки и звуками природы, компьютер, многофункциональная доска с магнитами и фломастерами, демонстрационная стена с кнопками.

Демонстрационный материал:

лист ватмана для упражнения «классное» солнце, две половинки карты «острова», картина о дружбе, пиктограммы рыбы – 3 шт., птицы – 3 шт., две подставки для пиктограмм, 2 подставки под карандаши, 2 корзины, 2 вазы, отрывок из мультфильма «Мадагаскар», знак «стоп».

Раздаточный материал: 4 конверта с заданиями, цветные карточки по количеству детей для индивидуальной работы, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, ластики (по числу участников).

Диагностический материал: бумажные цветы четырех цветов (красные, белые, желтые, синие) по числу участников.

Ход занятия.

I Водная часть.

Создание психологического настроя в атмосфере пассивной релаксации.

Звучит тихая музыка, учащиеся спокойно перемещаются по кабинету. После звонка учащихся приглашают на занятие.

1. Модуль концентрации внимания, включения в группу:

1.1. Упражнение на концентрацию внимания «Приветствие».

Инструкция: Встанем кругом на ковре. Посмотрите друг другу в глаза и поприветствуйте своих одноклассников жестами (каждый делает шаг вперед, здоровается жестом и возвращается назад и вместе с ребятами выполняет еще раз). Спасибо всем.

1.2. Повторение правил поведения на занятии.

А теперь вспомним правила поведения на занятии. Правила должны быть такими, чтобы нам было … (дети говорят по очереди):

Интересно! Для этого надо быть активным, но уметь слушать других.

Полезно! Участвовать всем, выполнять задания добросовестно.

Комфортно! Запрещаются обидные слова, упреки, обвинения. Успехи каждого приветствуется и поощряется.

Безопасно! Все, что мы делаем и обсуждаем – для посторонних секрет.

Объявление принципа добровольности.

И добровольно! Если кто-то не хочет участвовать в упражнении, он может без объявления причины отказаться, взяв нужную метку.

Объявление санкций за нарушение правил.

Вы знаете, что нарушивший правила пропускает следующее упражнение.

Все готовы соблюдать правила? (дети выражают согласие аплодисментами).

2. Разминка.

Инструкция: встанем прямо, руки вдоль туловища, плечи расслаблены, сделаем «вдох – выдох» (3 раза, нос – рот). Упражнение имеет целью уравновесить эмоциональное состояние в группе.

3. Экспресс-диагностика «Букет настроения». (Приложение 1).

Сейчас узнаем, какое у вас настроение.

Инструкция: Ребята прислушайтесь к своему состоянию, возьмите из корзины тот цветок, который соответствует вашему настроению. Красный – вы активны, энергичны. Желтый – вам весело, вы радостны. Синий – устали, вам грустно. Белый — спокойны, умиротворены. Принести корзину поручается самому гиперактивному ребенку.

4. Обратная связь: Посмотрите на букет. Что можно сказать о настроении группы?

В зависимости от результата выполняем:

  • успокаивающее упражнение «Волна»;
  • упражнение, активизирующее внимание и память, «Таблица умножения».

II Основная часть.

1. Объявление темы и цели занятия.

Все живое растет и развивается и характер человека тоже не стоит на месте. По мере взросления мы осознаем важность многих черт характера.

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Характер» его черты, особенности и значение в жизни человека.

Сегодня мы станем участниками психологической игры «Наш остров», отправимся в путешествие, которое поможет нам открыть в себе важные черты характера, необходимые для того, чтобы справиться с различными жизненными ситуациями.

Создание команд.

«Летающие и плавающие»

Инструкция: Подойдите к коробке, возьмите любую карточку. Те, кому досталась пиктограмма с изображением рыбы, занимают место за столом с похожим символом. Птицы садятся за свой стол.

2. Модуль активизации знаний о характере, работа в группе.

2.1. Введение в игровую ситуацию.

(Включается запись звуков тропического леса)

Итак, вы разделились на «летающих» и «плавающих».

Закроем глаза, сделаем глубокий вдох, выдох и открываем глаза. Мы оказались на острове. Наши приключения начинаются!

Каждое сообщество имеет карту незнакомого острова и конверты с инструкциями.

Откройте конверт 1, внимательно прочтите, и запомните, что там написано (каждая команда получает сведения о том, как они попали на остров).

«Летающие» – самолет потерпел вынужденную посадку в незнакомой местности.

«Плавающие» – попали на необитаемый остров в результате кораблекрушения.

2.2. Задание 1 «Черты характера настоящего островитянина».

Инструкция: Откройте конверт 2

Условие 1. Ребята возьмите, цветные листочки. Пусть каждый напишет на нем одну самую важную черту своего характера, которая поможет выжить на острове. Вам дается полминуты (как только закончите задание, положите карандаш на стол, это будет означать, что вы задание выполнили).

Условие 2. Обсудите в команде и напишите на карте четыре черты характера, которые вас объединят и помогут жить вместе. Вам дается минута времени. О готовности скажет поднятая рука.

Готовы? А сейчас каждое сообщество отправляется в поход и надежно крепит на нашей «священной» стене листочки, а карты – на «волшебную» доску.

Посмотрим, каковы черты характера настоящего «островитянина»…. (психолог зачитывает). А вот выжить коллективу поможет что? ….(психолог зачитывает). Обратите внимание — вы назвали независимо друг от друга одни и те же черты.

Обсуждение: Скажите, «летающие», как вы попали на остров? А теперь вы, «плавающие»?

Обратите внимание, вы оказались на острове по-разному, но одинаково хотите жить в мире и дружбе. Я совмещаю карты ваших островов. Что вы видите? (это карта нашего острова).

Итак, оказывается, вы попали на один остров.

2.3. Задание 2 «Что дальше? »

Надо решать, как жить дальше.

Есть разные способы существования. Но сначала давайте посмотрим, как эту проблему решали островитяне из известного мультфильма «Мадагаскар» (смотрим отрывки из мультфильма про разные взаимоотношения).

Дискуссия по увиденным отрывкам.

Ребята скажите, какие способы существования вы увидели в этих отрывках? (параллельное существование, война, мир)

Какие преимущества и недостатки есть у каждого из них? (не мешают друг другу, но и не помогают; победивший получает все, зато проигравший – погибает; всем хорошо)

Большой совет.

Собираемся на Большой Совет на ковре, садитесь, как вам удобнее.

Предполагаем стратегии:

  • объединиться в одно сообщество – вместе легче;
  • продолжаем жить как прежде – не мешаем друг другу;
  • свой вариант …

Ребята на ковре обнародуют свое решение.

Ответы детей.

Обратная связь: Мы услышали…. Итак, вы решили, что лучше жить вместе.

Объединим ваши острова в один – сдвинем вместе столы (сдвигают).

2.4. Групповая работа «Поиск ключа».

Задание 3

Инструкция: Чтобы единство было крепким, вам надо найти слово-ключ, которое свяжет вас навсегда. Подскажу вам — слово-ключ находится в кабинете. Это единственное, без чего даже очень хорошие люди не могут жить вместе.

Учащиеся осматривают кабинет и находят картину о дружбе. Далее коллективно подбираются черты характера, соответствующие содержанию картины (дружелюбие, доброжелательность, понимание, толерантность…)

Молодцы! Мы с вами успешно решили сложную задачу…

3. Развитие умения делать выбор тех черт характера, которые помогают жить в социуме.

3.1. Элемент неожиданности.

В класс входит тетушка Ссора (эту роль берет на себя один из педагогов).

– Так-так-так! Дружить захотели? Не получится! Я, тетушка Ссора – вас всех перессорю! Живите порознь в голоде, в холоде – вам на беду, мне на радость!

– Нет, тетушка Ссора, мы вас не звали! Уходите!

– Хорошо. Я уйду, но оставлю вам своих «деток-болячек». Попробуйте-ка с ними справиться! (бросает листочки на стол и уходит)

Ребята, посмотрим, что нам тетушка Ссора оставила. Не опасно ли это?

3.2. Совместная работа «Найдите лекарство».

Инструкция: Ребята, нам оставили листочки, на которых написано — «зависть», «лень», «злоба», «трусость», «жадность». Да, такие «болячки» заразны. Они действительно могут разрушить ваш дружный коллектив. Есть только одно средство — быстро найти «лекарство» против них. Напишите напротив каждой по три противоположные положительные черты характера.

Дети по порядку дают свои ответы.

Обратная связь,…. Какой «болячке» труднее всего было подобрать лекарство. …

Вот видите, сегодня вы не только открыли черты, которые помогают людям жить в дружбе и мире, но и самостоятельно нашли лекарство против отрицательных качеств человека.

3.3. Закрепление материала «Позитивные черты характера»

Человек словно солнце. Добрые черты в его характере как лучи греют окружающих. И чем больше позитивных черт, тем больше друзей у такого человека.

Вот смотрите – на этом листе нарисовано солнце. Что у него нет? (у него нет лучей – ответы ребят).

Инструкция: Ребята мы предлагаем взять карандаши, обвести ладонь и внутри ее контура написать самую важную черту своего характера, которая помогает вам согревать себя и тех, кто нас окружает (семья, друзья, знакомые, просто люди) дружить и общаться.

Рисунок помещается на доску для обозрения.

III Заключительная часть

(включается музыка)

1. Рефлексия

Какие чувства у Вас сейчас, когда вы смотрите на то, что сделали вместе, какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения? Ответы детей.

2. Модуль ассимиляции знаний о характере, выход из работы группы.

Выход из игровой ситуации.

Ребята, это солнце настолько сильное, именно оно поможет нам вернуться назад.

Закроем глаза, мысленно представим это солнце, возьмемся за руки. Сделаем глубокий вдох, задержим дыхание, выдох. Возвращаемся, на счет три – раз, два, три открываем глаза (музыка выключается).

Наше путешествие закончилось.

3. Обсуждение итога занятия

Заключение

Ребята, мы сегодня прожили замечательный день на острове, узнали лучше друг друга, нашли новых друзей, вспомнили, что нам помогает быть вместе и жить дружно. Так какие черты характера помогают нам в непростых жизненных ситуациях?

4. Заключение – экспресс-диагностика «Букет настроения».

Поделитесь еще раз своим настроением, выполняя упражнение «Букет настроения» – экспресс-диагностика.

5. Ритуал прощания: ладонь на ладонь – все вместе слово до свидания, в конце слово МЫ, руки вверх.

Наше занятие закончилось. Спасибо.

Список литературы:

  1. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – СПб.: Питер, 2008.
  2. Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. — М.: Народное образование, 2000.

Приложение 1

Экспресс-диагностика  «Букет настроения».

Диагностический материал: бумажные цветы 4-х цветов:

- красный – активность, энергичность;

- желтый – веселье, радость;

- синий – усталость, грусть;

- белый – спокойствие, умиротворенность;

Инструкция: прислушайтесь к своему внутреннему состоянию и  из корзины   возьмите тот цветок, который соответствует сейчас  вашему настроению.

Красный – вы активны, энергичны.

Желтый – вам весело, вы радостны.

Синий – устали, вам грустно.

Белый — спокойны, умиротворены.

Давайте составим букет.

Обратная связь:

Посмотрите на букет. Что можно сказать о настроении группы?

 

 

PS. Доценту Ерошенко А.А. мой конспект не понравился, но потом похвалил за творческий подход. Кто знает Ерошенко А.А. — от него похвалы просто так не получишь.

 


 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>