ADOR

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ

ТЕСТ «ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ»

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR — сокращенно, подростки о родителях) изучает ус­тановки, поведение и методы воспитания родителей так, как ви­дят их дети в подростковом возрасте.

Основой служит опросник, который создал Шафер в1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что вос­питательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных перемен­ных: принятие — эмоциональное отвержение, психологический контроль — психологическая автономия, скрытый контроль — открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает без­условно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрица­тельное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уваже­ния, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамерен­ное руководство детьми, так и степень последовательности в осу­ществлении воспитательных принципов.

Использование опросника в ЧССР на выборке молодежи по­казало необходимость его переработки и адаптирования к социо-культурным условиям. Модифицированный вариант опросника был предложен З.Матейчиком и П.Ржичаном в1983 г.

В ходе международного научного сотрудничества лаборато­рии клинической психологии Института им. В.М.Бехтерева с Ин­ститутом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методи­ка была апробирована на подростках 13—18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации. Она оказалась весь­ма полезной для отражения факторов семейного воспитания, скрытых как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.

Процедура проведения исследования

Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъ­является следующая инструкция:

«Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших ро­дителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утвержде­ние, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что ут­верждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру «2″. Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Ва­шего отца (или матери), обведите цифру «I». Если же по Вашему мнению утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), то обведите цифру «О»».

Затем подростку выдают регистрационный бланк для за­полнения отдельно на каждого из родителей. Принципиаль­ной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в жен­ском роде, а по отношению к отцу — в мужском. Причем бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполня­ется бланк, в котором отражаются воспитательные принципы к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и толь­ко после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в приме­нении к отцу.

ADOR  вопросник для подростков

Фамилия                                 ___ Имя _______ Отчество

№п/п  Мой отец (моя мать)  Да  Час­тично  Нет 
1 Очень часто улыбается мне 2 1 0
2 Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет 2 1 0
3 Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня 2 1 0
4 Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться 2 1 0
5 Всегда быстро забывает то, что сам говорит или при­казывает 2 1 0
6 Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться 2 1 0
 
7 Считает, что у меня должно существовать много пра­вил, которые я обязан выполнять 2 1 0
   
8 Постоянно жалуется кому-то на меня 2 1 0
9 Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо 2 1 0
10 За одно я то же один раз наказывает, а другой —прощает 2 1 0
11 Очень любит делать что-нибудь вместе 2 1 0
12 Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу 2 1 0
13 Начинает сердиться и возмущаться по поводу лю­бого пустяка, который я сделал 2 1 0
14 Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения,чтобы идти туда. куда захочу
15 Отказывается от многих своих дел в зависимости от моею настроения 2 1 0
16 Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно 2 1 0
17  Всегда настаивает на том. что за все мои проступки я должен быть наказан 
18 Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу 2 1 0
19 Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер 2 1 0
20 Имеет определенные правила, но иногда соблюда­ет их,иногда нет 2 1 0
21 Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения 2 1 0
22 Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано 2 1 0
23 Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему про­тивен 2 1 0
24 Практически позволяет мне делать все. что мне нра­вится 2 1 0
25 Меняет свои решения так, как ему удобно 2 1 0
26 Часто хвалит меня за что-либо 2 1 0
27 Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь 2 1 0
28 Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился 2 1 0
29 Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе 2 1 0
30 Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет 2 1 0
31 Старается открыто показать; что любит меня 2 1 0
32 Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе 2 1 0
33 Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом 2 1 0
 
34 Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя» 2 1 0
35 Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее 2 1 0
36 Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу 2 1 0
37 Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею 2 1 0
38 Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу 2 1 0
39 Всегда легко меня прощает 2 1 0
40 Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иног­да слишком много, а иногда слишком мало 2 1 0
41 Всегда находит время для меня, когда это мне необ­ходимо 2 1 0
42 Постоянно указывает мне, как себя вести 2 1 0
43 Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит 2 1 0
44 Проведение каникул я планирую по собственному же­ланию 2 1 0
45 Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и при­знательным 2 1 0
46 Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил 2 1 0
47 Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел 2 1 0
48 Пренебрегает мною. как мне кажется 2 1 0
49 Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или утолок) — это моя крепость 2 1 0
50 Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях 2 1 0

Механизм обработки сырых данных

После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем, по каждому параметру под­считывается арифметическая сумма сырых баллов (POZ — пози­тивный интерес, DIR — директивность, HOS — враждебность, AUT — автономность и NED — непоследовательность). Далее сырые баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5 и нормой является среднее значение, т.е. 3.

Если по параметру вышло 1—2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4—5 — то измеряемое качество выра­жено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили от­ношений как к матери, так и к отцу, на специальном бланке.

Интерпретация шкал
1. Оценка матери сыном

Шкала позитивного интереса

Прежде всего психологическое принятие матери мальчики-под­ростки видят в относительно критическом подходе к ним. Под­ростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональ­ные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы под­росток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к не­му позитивный интерес. Они стремятся к сверх опеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

Шкала директивности

Директивность матери по отношению к сыну подростки ви­дят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жер­твует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправиль­ное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вы­зывающие положительные эмоциональные отношения, отрица­тельно коррелируют с директивной формой взаимодействия ма­тери и подростка.

Шкала враждебности

Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком ха­рактеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в меж­личностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как прави­ло, исключают принятие ребенка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвер­дить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подро­стку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скром­ность, следование «этикету» и даже подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружа­ющих. Наряду с этим, постоянно (главным образом на вербаль­ном уровне) демонстрируется положительная активность, ответ­ственность за судьбу сына.

Шкала автономности

Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакаль­ность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чув­ствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются не характерными для автономности ма­терей в отношениях с сыновьями-подростками. Также, по мне­нию сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, не­ вовлеченностью матери в дела сына.

Шкала непоследовательности

Непоследовательность проводимой матерью линии воспита­ния оценивается подростками как некое чередование (в зависи­мости от степени информативной значимости) таких психологи­ческих тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверх альтруизм и недо­верчивая подозрительность.

Причем все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

2. Оценка отца сыном

Шкала позитивного интереса

Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним.

Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцов­ского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологи­ческое принятия сына отцом основано прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочте­ние логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается како­го-либо рода конформизм.

Шкала директивности

Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в фор­ме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, осно­ванного на фактических достижениях и доминантном стиле об­щения. Его власть над сыном выражается главным образом в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, ис­ключая амбициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует неко­торой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения.

Шкала враждебности

Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнени­ем, слишком придерживаются конвенций, стремятся удовлетво­рить требования других быть «хорошим» отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуш­тровать своего сына в соответствии с принятым в данном обще­стве и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок.

Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим про­является полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же вре­мя по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя челове­ка». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отно­шение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.

Шкала автономности

Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в фор­мальном отношении к воспитанию, в излишней беспристраст­ности в процессе общения. Взаимодействие основывается на по­зициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворил, причем даже на разбор случившегося, как правило, «не хватает времени». Отец слиш­ком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно перетруждая себя объясне­ниями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что это его беспокоит. Час­то его просто раздражает, когда сын обращается к нему. По его мнению сын «сам должен все знать».

Шкала непоследовательности

Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к их сыновьям-подросткам последние видят в непредсказуемости, невозможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие — подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожу­рит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения по­следнего в том, что это больше не повторится; такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невиновности и т.п.

При сравнении практики матерей и отцов мальчиками-под­ростками выявляются следующие характерные различия. При пси­хологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению

с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, по­скольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в меж­личностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают кри­тический подход к ним и сверх опеку, тогда как у отцов более выражена независимость и твердость позиций. По шкале директивности у матерей, по сравнению с отцами, на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери бо­лее склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Так­же матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждеб­ность матерей отличается от аналогичной характеристики отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов — это скорее тенденция к конформно­сти по отношению к окружающим.

Автономность матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования, однако у мате­рей замечен акцент на отсутствии требований-запретов в отно­шении подростков, а у отцов — отгороженность. И у тех и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка.

Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих родителей одинаково оценивается подростками как тен­денция к экстремально-противоречивым формам проявления с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей про­тивоположностью силе и недоверию является уступчивость и ги­перпроективность, а у отцов — доверчивость и конформизм.

3. Оценка матери дочерью

Шкала позитивного интереса

Положительное отношение к дочери со стороны матери, ос­нованное на психологическом принятии, описывается подрост­ками-девочками, как отношение к маленькому ребенку, кото­рый постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может.

Такие матери часто одобряют обращение за помощью доче­рей в случаях ссор или каких-либо затруднений, с одной сторо­ны, и ограничение самостоятельности — с другой. Наряду с этим, девочки отмечают фактор потворствования, когда мать находит­ся как бы «на побегушках» и стремится удовлетворить любое же­лание дочери.

Шкала директивности

Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях и не при­ветствуя при этом выражения собственного мнения дочери. Та­кие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».

Шкала враждебности

Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывает­ся как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности, к детям). Подозритель­ное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.

Шкала автономности

Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные, нетре­бовательные. Они практически не поощряют детей, относитель­но редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.

Шкала непоследовательности

Под непоследовательностью воспитательной практики со сто­роны матери девочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого — к либераль­ному и, наоборот, переход от психологического принятия доче­ри к эмоциональному ее отвержению.

4. Оценка отца дочерью

Шкала позитивного интереса

Дочери описывают позитивный интерес отца как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и откры­тость отношений между отцом и дочерью-подростком являются проявлением искреннего интереса. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, т.е. доминируют теплые дру­жеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.

Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.

Шкала директивности

Девочки-подростки представляют директивностъ отца в каче­стве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Дирек­тивный отец как бы направляет растущую девушку на путь ис­тинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведе­ния, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.

Шкала враждебности

В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребова­тельности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной сторо­ны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением — с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что в свою очередь обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабиль­ности подростка.

Шкала автономности

Девочки-подростки описывают автономность отцов, как пре­тензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступ­ное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком от­гороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, суще­ствующей параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсо­лютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.

Шкала непоследовательности

Здесь отец представляется человеком совершенно непредска­зуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его по­ведении могут проявляться совершенно противоречащие друг дру­гу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний — максимальна.

Таким образом, характерные различия в оценках воспитатель­ной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологиче­ском принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уве­ренность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отно­шениях с дочерью, что исключает воспитание посредством сило­вого давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим, выра­жается еще и в зависимости от мнения окружающих и само­влюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабовольная за­висимость от мнения окружающих, что исходит из претензий отца на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспита­тельной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступает жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием до­брых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его без­оговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной прак­тике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми.

Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее само­утверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчи­ненностью и недоверием — у матерей.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>